Сборник упражнений для развития внимания в процессе обучения младших школьников. Упражнения для развития внимания у детей Задание на внимание для детей 12 лет

Концентрация внимания – попросту говоря, умение сосредотачивать внимание, когда это требуется. Человеку способному вовремя сконцентрировать внимание, не отвлекаясь на внешние факторы, легче идти по жизни и добиваться успехов. Развитие внимательности с помощью упражнений и специальных техник поможет повысить концентрацию внимания.

Занимаясь важным делом, человек отвлекается на посторонние звуки, переключается на другое занятие, тем самым сбиваясь с нужного пути. Плохая концентрация и потеря внимательности может быть спровоцирована следующими факторами:

  • недостаточный сон;
  • неполноценное питание;
  • включенный телевизор;
  • шум транспорта;
  • посторонние разговоры и действия;
  • усталость;
  • стресс и депрессия;
  • лекарственное или алкогольное воздействие.

Чтобы исключить нарушение концентрации внимания во время работы, и обеспечить развитие концентрации оградите себя от перечисленных помех.

Как оценить уровень концентрации внимания

Чтобы понять состояние вашей внимательности, разработана методика изучения концентрации и устойчивости внимания. Прежде чем ответить на вопрос как повысить концентрацию внимания рекомендуется пройти тест.

  • Методика Мюнстерберга.

Тест поможет определить уровень концентрации, избирательности внимания и помехоустойчивости.

Среди указанных букв присутствуют слова, которые нужно выделить. На тест отводиться две минуты. Добейтесь того, чтобы концентрация внимания была максимальной.

За две минуты нашли все зашифрованные слова - сосредоточенность на должной высоте. Отведенного времени на тест показалось много – отличный результат. Двух минут не хватило – концентрация внимания низкая. Добавьте себе 5 секунд за каждое слово, которое не смогли найти.

  • «Десять слов».

Данный тест проверяет состояние сосредоточенности и работу кратковременной памяти.

Чтобы пройти тест нужно, чтобы другой человек прочитал для вас десять слов. Выбранные слова не могут быть связаны смыслом или ассоциациями.

Подушка, пирог, снег, пудель, тетрадь, фокус, тапочки, осень, корабль, кирпич.

Если после первого прочтения слов вы назвали 8 – уровень концентрации внимания на высоте. Повторили 7 слов – удовлетворительное состояние концентрации. Назвали меньше 7 слов – концентрация внимания на низком уровне.

Используйте одну таблицу для одной попытки. В каждой из таблиц среди вразброс расположенных цифр нужно показывать и называть цифры по порядку от 1 до 25. Засекайте время, потраченное на тест.

Концентрация внимания на высоте, если вы потратили на тест (одна таблица) не больше чем 40 секунд. На тест ушло от 40 до 50 секунд – средний уровень внимания. Затратили больше 50 секунд – низкий уровень внимательности. Методика Шульте – проверка уровня сосредоточенности и одновременно тренировка внимания.

Упражнения для развития концентрации внимания

После проверки уровня внимательности, рассмотрим, как развить концентрацию внимания. Эффективным методом усиления сосредоточенности является упражнение. Следующие упражнения не требуют много времени и сил, выполняются ежедневно, при каждом удобном случае.

  • Осознание происходящего.

Находясь дома, на улице, на работе не пребывайте в прострации. Постарайтесь сконцентрировать внимательность на том, что происходит вокруг. Сосредотачивайтесь на том, что делаете, кто рядом, чем заняты люди, какая погода.

Данное упражнение поможет легко повысить уровень сосредоточенности.

  • Выполнение осознанных действий.

Научитесь выполнять привычные действия осознанно и внимательно. К каждому моменту жизни относитесь серьезно, как будто многое зависит от того как вы переставляете ноги при ходьбе, протираете пыль, надеваете одежду.

Такого рода упражнение научит сосредоточенно относиться к делам. Занятие поможет увеличить силу внимания.

  • Умение видеть скрытое.

Выполняя упражнение, смотрите на предметы вокруг и замечайте новые свойства, качества вещей, внешний вид предметов. Постарайтесь увидеть то, что не замечали раньше.

Упражнение сформирует навык переключения сосредоточенности с одного предмета на другой, не теряя концентрации.

  • «Линия».

Для выполнения занятия приготовьте белый лист бумаги, ручку или карандаш. Линию нужно вести плавно и медленно. Сконцентрируйте внимание на проводимой линии. Как только поняли, что отвлеклись, проведите линию вверх. Должно получиться похоже на кардиограмму. Упражнение проводится 3 минуты.

Результат положительный только в том случае, если линия осталась прямой.

  • Музыка.

Классическая музыка для концентрации внимания – способ увеличить уровень сосредоточенности. Улучшение внимательности в ходе прослушивания музыки происходит за счет воздействия мелодичности и гармонии классического жанра на правое полушарие мозга . При выполнении задания нужно расслабиться и отвлечься от посторонних мыслей. Для упражнения подойдет музыка Гайдна, Мендельсона, Моцарта и Чайковского.

Техники для развития концентрации внимания

Развитие сосредоточенности пойдет быстрее, если использовать для тренировки внимания упражнения и специальные техники.

  • «Черная точка».

Данная техника развития внимательности подразумевает длительное удержание высокой сосредоточенности на предмете.

Для занятия приготовьте белый лист бумаги с нарисованной посередине черной точкой. Закрепите рисунок на расстоянии одного метра от вас. Примите удобную позу так, чтобы лист с точкой оставался на уровне глаз. Закройте глаза и отвлекитесь от мыслей и образов. После погружения в состояние покоя откройте глаза и посмотрите на точку. Постарайтесь не отводить глаз, не моргать. Ни о чем не думая, не напрягаясь, удерживайте внимание только на черной точке. Техника выполняется в течение 20–30 минут. По окончании занятия закройте глаза, наблюдая остаточное явление черной точки до полного исчезновения.

  • «Горящая свеча».

Техника сосредоточенности на пламени горящей свечи помогает повысить уровень внимательности. Поставьте зажженную свечу в полуметре от себя. Сядьте так, чтобы пламя горело на уровне глаз. Обеспечьте тишину в комнате, чтобы ничего не отвлекало от занятия. Отключите источники света и шума. Закройте глаза и абстрагируйтесь от навязчивых мыслей и образов. Когда вы расслабитесь и успокоитесь, посмотрите на пламя свечи. Не моргая, зафиксируйте взгляд на кончике огня. Техника занимает 30 минут. Далее, продолжите смотреть на свечу с закрытыми глазами до полного исчезновения картинки.

  • Медитация.

Научитесь медитировать. Техника медитации поможет добиться высочайшего уровня концентрации внимательности за счет отвлечения от постороннего и сосредоточения на внутренних ощущениях.

  • «Часы».

Для выполнения занятия возьмите механические часы и положите на стол. Займите удобное положение и расслабьтесь. Нужно сконцентрировать внимание на стрелке часов, не думая ни о чем. Техника выполняется до тех пор, пока в ходе полного оборота секундной стрелки вас не посетит ни одна мысль, ничего не отвлечет от процесса.

Техника «Часы» тренирует внимание и помогает сконцентрироваться.

  • «Випассана».

Примите удобную позу и расслабьтесь. Дышите плавно и свободно. Переведите взгляд на кончик носа, и зафиксируйте внимание на нем. Следите только за ощущениями, дыханием и взглядом на кончике носа, отвлекитесь ото всех мыслей. Как только мысли переключатся на что-то другое, верните в начальную точку.

Каждая техника или упражнение помогает развивать внимательность и учит сосредотачиваться, абстрагируясь от посторонних шумов, запахов, действий другого человека. Тренировка концентрации – залог успешного выполнения поставленных задач.

Теперь вам известно как улучшить концентрацию внимания и добиться высокого уровня сосредоточенности в работе. Уделяя время занятиям по развитию внимания, вы одновременно натренируете и память.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Вопрос из жизни. Ваш ребенок приходит из школы, делает уроки, приносит вам на проверку. И тут вы обнаруживаете, что:

  1. В решенной задаче чего-то не хватает – двух действий, трех чисел и одного ответа. Заглядываете в черновик, видите образцово-верное решение, вроде все на месте;
  2. Оценки в тетради имеют определенную геометрическую закономерность: после тройки идет пятерка, после пятерки тройка (как вариант: после двойки пятерка и так далее).

Ситуация знакома? Тем, кто сказал «нет», можно только позавидовать. С остальными сегодня обсудим эффективный способ борьбы с проблемой: упражнения для развития внимания младших школьников.

В первом классе, наш непоседа еще не может собрать свою волю в кулачок и работать.

Ну, как соберешься, если по подоконнику ползет жирная муха, а у соседки перед тобой – большой белый бант, за который так и хочется дернуть! А работать надо: не поймешь материал, получишь в дневник двойку, или «тучку с дождиком».

Для ребенка 7-8 лет характерна неустойчивость внимания и быстрая утомляемость. Он не способен заниматься одним делом больше 30-35 минут, часто отвлекается по пустякам. Чем монотоннее деятельность, тем она сложнее для первоклашки. Проще решить задачу под звездочкой, но интересную. Так же сложно переключаться с одного рода занятий на другой. Скажем, решать задачу и проговаривать ее решение вслух.

К концу периода обучения в начальных классах должно выработаться произвольное внимание и привычка работать длительно и с полной отдачей, то есть устойчивость внимания. Предвижу чей-то облегченный вздох: ну вот, дите подрастет и за ум возьмется, пятерки таскать будет.Не надейтесь, что все «само» придет. Не придет, и халявы не будет! Никакой учитель не сделает вашу работу!

Все приходит с тренировкой

Используя приведенные в этой статье задания для развития внимания у школьников младших классов, вы добьетесь видимых результатов уже через месяц систематических тренировок. Занимайтесь по полчаса в день, придерживаясь определенного графика, будьте требовательными, но терпеливыми.

  1. Проводите занятие в игровой форме;
  2. Хвалите ребенка, замечайте каждое его достижение;
  3. Чередуйте задания, стимулируя тем самым интерес;
  4. Ставьте конкретную задачу и добивайтесь ее выполнения.

Упражнения для тренировки внимания разбиты на 3 раздела.

Концентрация внимания

Концентрация внимания – это умение школьника полностью сосредоточиться на решении задачи.

  • «Письмо аборигена». Перед ребенком выкладывается карточка с набором букв русского алфавита. В этом наборе зашифрованы слова. Ребенок должен их найти.

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАЕУКЫМЧСЯ
ЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

  • Вычеркнуть все буквы «В» и обвести в кружочек все буквы «Е»

  • Хождение по лабиринтам (проложить дорожку от одного пункта до другого). В этом развивающем задании два варианта сложности.

Легкий (без перекрестков)

Повышенной сложности (с перекрестками)

  • «Дорисуй рисунок» . Это задание вырабатывает усидчивость

  • Игра «Пианино» . Количество человек от 3 и более (чем больше, тем интереснее). Детям такая игра очень нравится. Все садятся на стулья в один ряд. Руки кладут друг другу на колени. Нужно по очереди хлопать по коленке соседа, соблюдая заданный темп. Последний человек в ряду хлопает 2 раза и игра проходит в обратную сторону. Тот, кто собьется или пропустит хлопок, выбывает из игры.

Распределение внимания

Это умение заниматься 2-3 видами деятельности одновременно.

  • «Юлий Цезарь» . Делать одной рукой одно действие, другой – другое одновременно и не сбиваясь:
    a) нарисовать одной рукой круг, другой квадрат;
    b) перекладывать одной рукой из тарелки в тарелку горох, а другой рукой перелистывать книгу и т.д.;
  • «Парный счет». Считаем 1, 30, 2, 29, 3, 28 и так далее;

«Подсчет элементов» .Ребенку предлагается карточка. Требуется посчитать в таком порядке: первый квадрат, первый кружок, первый треугольник, второй кружок, второй треугольник и т.д.

  • По очереди показываем занимающемуся 4 карточки с геометрическими фигурами, каждый раз называя цифру от 1 до 9. Затем по памяти пусть он нарисует все цифры и фигуры, соблюдая тот же порядок.

Объем внимания

  • Игра «Города». Взрослый называет название города, допустим, ПЕНЗА. Ребенок повторяет и добавляет еще город: ПЕНЗА-МИНСК. Взрослый ПЕНЗА-МИНСК-МОСКВА и так далее, пока кто-нибудь не собьется;
  • «Сыщики». Игровое задание, очень увлекательное и полезное. В группе детей в количестве 3-6 человек выбирается водящий (Сыщик), который внимательно всех осматривает, запоминает детали. Затем он выходит из комнаты, а остальные стараются изменить в своей внешности 5 деталей. Сыщик заходит, его задача – найти все изменения.

Тренажер Викиум для младших школьников

Одна из причин резкого ухудшения внимания в младших классах – повальное увлечение компьютерными играми. Это приводит к рассеянности и переходу к клиповому сознанию. Мозг перестает запоминать, анализировать – он просто «тупо» принимает картинки, чтобы тут же их забыть. Попробуйте после двухчасовой игры на планшете попросить своего ребенка выучить стихотворение или правило – на это уйдет немало времени.

Как быть? Запретить играть, конечно, можно, но я скажу, есть вариант получше. Вы убьете сразу двух зайцев! Предложите своему сыну или дочке вместо очередной стрелялки тренажер для развития мозга и коррекции внимания Викиум . Ребенок увлечется обязательно, игрушка очень интересная, к тому же развивающая.

Методики Викиум разработаны российскими учеными так, чтобы воздействовать на подсознательном уровне, активизируя работу мозга. И чем дольше ребенок будет играть, тем больше будет работать и развиваться его мозг. Результаты заметны уже через неделю. блога уже посвящена сервису Викиум. Все подробно описано. Рекомендую.

На этом разрешите откланяться. Если статья была полезной, рекомендуйте своим друзьям и знакомым. Подписывайтесь на новости блога. Жду комментариев. Пока!
Ваш Юрий Окунев.

№1

  1. Найдите и зачерните эти буквы: А,Л,К

П Г Щ З О А Р С В Т Р О Л А С П Ж Т С ______

С И Л П Б Ю ЫК С Ш Т О Р К Л А О Т О______

П К Й К Р Т С К Л Н Х Б Ш Р Т С Ч У С К______

К Ч О Д Р С Ф М К В О Л В Д О У Ю Л Т Е______

Я А Р Ю О К В П К Ф О П Л Д Б В Я И О______

Т А Л Д ФА Л О В С Т О Р П Ж Ц Э Л С______

  1. Расположи рисунки каждый раз в новой последовательности

№2

  1. Как можно быстрее подчеркни в каждом ряду по три числа, дающие в сумме то число, которое стоит в конце ряда.

5 7 3 2 5 9 0 5 15

10 8 5 3 12 15 30

15 5 23 7 13 29 27

1 10 11 12 3 4 17

5 13 2 6 10 18 30

  1. Зачеркни в каждой строке буквы щ, р, ж

Йцкгщенрнртщээоьнжюстсварплрбодлюджд.жжьскрке

Йуцкежгжшщжщжьбььмтчиямфаывуыыпфвфыфыоалп

Бьстсисвмфаыкфащшдржгнхз0зхшщкшогунгпацйцвфыв

Бтимсакроеолвджяалокгнлдррпджэжлорпааввыыыфтю

Яюббкугк5зщзшгнекуцйфывапрролджгвофпгфбьтимсчс

Юбььтимимсчяяфывапролджээхзщшшггнеекукуцййллд

3.Нарисуй такую же рыбку, но смотрящую влево.

№3

Цель: развитие избирательности внимания.

Задание 1 . Как можно быстрее читай текст и подчёркивай названия предметов одной чертой.

ИГРУШКИ

На ёлке детям подарили много игрушек. Кирюша получил юлу. Лиза получила большую куклу. Ваня был очень рад барабану. Малыши Вова и Миша получили кубики. Они тут же стали строить из них дом. Ребята дружно играли новыми игрушками.

1 строка

2 строка

3 строка

4 строка

Задание 2. Укажи количество подчёркнутых слов.

№4

  1. Расшифруй слово:
  1. Составь слова:

Образец:
Цветок …….? УГ УГРОЗА

П + = ПРОЗА

Г ГРОЗА

Крупная собака

АДКА ___________________

ОВОР ___________________

ОНЯЛКИ_________________

  1. Зачеркни гласные буквы, подчеркни буквы, обозначающие глухие согласные звуки.

В норе мыши. Мыши портят сало и крупу. Тётя Лена принесла нам кошку. Кошка стала ловить мышей.

№5

В этом тексте спрятались девять названий птиц. Отыщи их.

Ох, уж эти звонки!

Недавно поставил мой дя дя тел ефон. И забыл обо всем. Уж очень он любит поговорить. И теперь у него в стакане стынет чай, каша пригорает на плите. Главное – телефонный разговор. Он аккуратно звонит мне по утрам, даже забывает, что его ждут в университете.
Ревниво следит за стрелкой часов – не слишком ли быстро бежит она. И вообще голос его так и звучит у меня в ушах. Может быть, это для него игра, чтобы посмеяться надо мной. Сегодня я мыл пол. Зазвонил телефон. Я кинулся к нему, споткнулся о ведро, здорово расшибся. Конечно я разозлился, упав. Линейка, тетрадь и карандаши оказались в луже. Вот беда! И не стал я снимать по утрам трубку: от дядиных звонков берегусь.

Упражнение 67. “Хлопанье руками”

Попросите участников, встать в круг на колени, соединить руки (не обязательно с соседями) и положить ладони на пол. Теперь попросите участников похлопать ладонями по полу, передавая это движение по кругу. Соединенные руки затрудняют понимание того, где чья рука. Если кто-то ошибается, он убирает руку за спину, и игра продолжается.

Примечание : Это задание активизирует всех участников группы, дает положительный заряд

энергии, способствует концентрации внимания. Его можно применять в начале, и в конце занятия.

Упражнение (вариант). “Хлопки”

Участники стоят в кругу и передают друг другу хлопки руками. Каждый может изменить направление движения хлопков.

Упражнение 68. “Зеркало”

Ведущий предлагает добровольцу покинуть группу. Оставшиеся выбирают лидера, который начинает какое-либо движение, затем меняет его на другое остальные стараются повторять движения синхронно с лидером (отзеркаливать). Ведущий приглашает добровольца, покинувшего группу, и просит его угадать, кто лидер. Когда он угадает, все становятся в круг, а лидер становится добровольцем. Он выходит, а группа выбирает нового лидера.

Примечание: Данное упражнение может оказаться привлекательным для участников, они

чувствуют себя включенными в группу, чувствуют себя ее частью, активизируются физически и эмоционально. Энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятия.

Упражнение 69. “Кто я?”

Приколите имена известных людей на спины всех участников так, чтобы они их не видели.

Попросите участников походить по комнате, задавая друг другу “закрытые” вопросы о личности их знаменитости. Например: “Этот человек – артист?” На вопросы можно отвечать

только “да” или “нет”. Игра продолжается до тех пор, пока все не выяснят, кто они. Вариант

– приложить бумажку с известным именем на лоб и в круге по очереди задавать вопросы

группе. При утвердительном ответе группы участник продолжает задавать вопросы, при

отрицательном ответе ход переходит к следующему участнику.

Примечание. Данное упражнение можно проводить не в самом начале занятия. Элементы

ролевой игры активизируют участников, создают положительный эмоциональный настрой.

Упражнение 70. А” и “Б”

Попросите каждого молча выбрать кого-то в комнате, это его персона “А”, и еще одного человека, это – его персона “Б”. Определенного критерия, по которому участники выбирают, не существует. После того как выбор сделан, попросите участников насколько возможно приблизиться к персоне “А” и при этом находиться как можно дальше от персоны “Б”. Люди могут двигаться быстро, но не должны кого-то хватать или держать. Через несколько минут, процесс останавливается, потом все делается наоборот: участники отдаляются от персон “А” и стараются держаться ближе к персонам “Б”.

Примечание: Данный энергизатор направлен на усиление групповой сплоченности. В

ходе задания проводится коммуникативная игра с целью повышения энергетического ресурса группы.

Упражнение 71. Статуи”

Попросите группу двигаться по комнате, свободно размахивая руками, расслабив шею и голову. Спустя пару минут, громко произнесите слово. Группа должна стать в статуи, которые могут описать это слово. Например, ведущий выкрикивает слово “мир”. Всем участникам необходимо постоянно адаптироваться, без разговоров, позы будут отражать мир. Повторите упражнение несколько раз.

Примечание: Это задание способствует развитию самовыражения, концентрации внимания, его лучше применять не в самом начале занятия, а после некоторого сплочения, можно

перед очередным модулем или следующим занятием для определения ассоциаций.

Упражнение 72. “Движение к точке”

Попросите каждого выбрать определенную точку в комнате. Игра начинается, когда каждый

находится на своей точке. Участники начинают ходить по комнате, выполняя какое-то действие, например, подпрыгивая, или говоря “привет” каждому, кто одет в голубую одежду, или двигаясь вперед спиной. Когда ведущий говорит “стоп”, каждый бежит к своей точке. Человек, который добегает до своего места первым, – следующий ведущий. Игра начинается сначала.

Примечание: Данное упражнение лучше выполнять для завершения занятия, оно помогает

сконцентрировать внимание участников, активизировать их.

Упражнение 73. “Банановая игра”

Выбирается банан, связка ключей или любой другой предмет. Участники становятся в круг, держа руки за спиной. Один доброволец вызывается в середину. Ведущий выходит за пределы круга и тайно передает банан в чьи-нибудь руки. Потом банан передается за спинами участников по кругу. Задача добровольца в центре по лицам участников догадаться у кого

банан. Когда он угадывает, в центр вызывается следующий доброволец и игра начинается сначала.

Примечание: Данный энергизатор одинаково хорошо применять и в начале, и в конце занятия. В ходе выполнения упражнения участники кооперируются, игровой характер задания активизирует их.

Упражнение 74. “Приливы и отливы”

Нарисуйте на полу или изобразите при помощи шпагата линию, представляющую морской берег и попросите участников встать “на берег“. Когда ведущий крикнет “Отлив!” все перепрыгивают через линию вперед. Если он кричит “Прилив!”, то все перепрыгивают назад. Если ведущий кричит “Отлив!” дважды, участники, которые пошевелились, выбывают из игры.

Примечание: Данное задание способствует усиленной концентрации внимания у ребят и

стимулирует физическую активность. Участники получают удовольствие от игры, чувствуют себя включенными в работу.

Упражнение 75. “Найдите человека, который...”

Попросите участников свободно, расслабленно подвигаться. Потом, ведущий кричит: “найдите человека, который...” и называет предмет одежды. Участники должны быстро встать близко к описываемому человеку. Повторяйте упражнение несколько раз, используя разные виды одежды.

Примечание: Данное задание можно применять как в начале, так и в конце занятия. Упражнение стимулирует внимание участников, их физическую активность.

Упражнение 76. “Дотронься до голубого”

Попросите участников встать. Объясните, что им нужно будет найти какую-нибудь вещь голубого цвета, подойти и потрогать ее. Это может быть футболка, ручка, ботинок и т.д. Продолжайте игру, предложив участникам назвать их определения о вещах, которые можно

потрогать.

Примечание: Данное упражнение следует проводить для усиления концентрации внимания, активности участников. Этот энергизатор можно проводить как в начале, так и в конце занятия.

Упражнение 77. “Симон говорит”

Ведущий объясняет группе, что она должны следовать инструкциям, которые он начинает со

слов “Симон говорит”. Если ведущий начинает свои приказания не с этих слов, участники не

должны следовать его инструкциям. Ведущий начинает со слов, например, “Симон говорит: похлопайте в ладоши”. Участники слушаются. Ведущий ускоряет действия, всегда повторяя в начале фразы “Симон говорит”. После некоторого времени “Симон говорит” опускается. Те участники, которые все равно следуют инструкциям, выбывают из игры. Игра может продолжаться, пока не надоест.

Примечание: Игровой характер упражнения стимулирует все органы чувств участников, они

становятся предельно внимательными. Задание одинаково хорошо проводить как в начале тренинга, так и в конце.

Упражнение 78. “Изобразите ложь”

Все участники стоят в кругу. Ведущий начинает, изображая какое-то действие. Когда человек

справа спрашивает его, что он делает, ведущий отвечает, что он делает что-то совершенно другое, например он изображает, что плывёт, а говорит, что моет голову. Далее человек, справа от ведущего, начинает изображать то, что сказал ведущий, и говорит, что он делает что-то абсолютно другое. Так все идет по кругу.

Примечание: Данное задание активизирует внимание участников, стимулирует творческие

способности. Упражнение можно проводить в любое время.

Упражнение 79. “Принеси мне”

Участники сами объединяются в подгруппы, сформировавшиеся команды становятся как можно дальше от ведущего. Затем ведущий зовет “принесите мне...”, и называет предмет, достаточно близкий. Например: “Принесите мне мужские или женские туфли”. Команды соревнуются, кто быстрее принесет требуемое. Можно повторять упражнение несколько раз, предлагая принести разные вещи.

Примечание: Упражнение концентрирует внимание участников, активизирует их физическую деятельность, способствует снятию напряжения. Можно использовать его в любое время.

Упражнение 80. “Передвижение”

Все сидят в кругу, ведущий выходит за круг и идет или бежит позади круга, изображая какое-нибудь средство передвижения, машину, поезд и т.д. Затем ведущий осаливает несколько участников, и они следуют за ведущим, изображая то же средство передвижения. Когда за ведущим уже идут 6 – 10 человек, он кричит: “Все меняются”, и каждый, включая ведущего, стремится занять место в круге. Тот, кому места не хватило, становится новым ведущим. Игра начинается сначала, только уже с другим видом транспорта.

Примечание: Данный энергизатор лучше использовать в начале занятия, игровая деятельность задания концентрирует внимание участников, стимулирует физическую активность.

Упражнение 81. “Слепые пары”

На полу раскладываются различные предметы в качестве препятствий для движения так, чтобы все могли их видеть. Участники разбиваются на пары. Один человек в паре завязывает глаза шарфом. Предметы тихо убираются. Ведущий дает задание пройти из одного угла (станы) комнаты в другой. “Зрячий” партнер дает советы и направление “Слепому”, чтобы он беспрепятственно преодолел теперь уже воображаемые препятствия.

Примечание: Данный энергизатор усиливает концентрацию внимания участников, задает

спортивный азарт, активизирует и кооперирует участников. Это задание можно использовать

как в начале, так и в конце занятия.

Упражнение 82. “Садись, вставай!”

Дайте каждому участнику номер (у нескольких может быть один и тот же номер). Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел – когда вы произносите очередное число, человек с этим номером встает.

Примечание: Данное упражнение усиливает концентрацию внимания участников, активизирует их физически. Это задание одинаково хорошо применять как в начале, так и в конце занятия.

Упражнение 83. “Физз и базз”

Группа заменяет любой номер, делимый на три, словом “физз”, номер, который делится на 5

словом “базз” и любой номер, делящийся и на 3, и на 5, словом “физз базз”. До какого числа вы сможете досчитать?

Примечание: Данное упражнение в качестве энергизатора лучше использовать в начале Вашего занятия. Это задание позволяет активизировать участников, стимулировать их внимание.

Упражнение 84. “Сосчитай до семи”

Группа садится в круг, и кто-нибудь начинает считать. Все считают по порядку. Когда счет доходит до семи, следующий человек начинает с 1. каждый раз, когда кто-то говорит это число, он руками показывает, в каком направлении должен продолжаться счет.

Примечание: Данное упражнение направлено на активизацию участников, концентрации

внимания. Лучше применять его в начале Вашего занятия для оптимизации последующей деятельности.

Упражнение 85. “Жизнь пирата”

Все участники становятся в круг. Ведущий говорит названия фигур и объясняет, как их показывать:

капитан” – (выполняется одним игроком – рука подносится ко лбу);

спасательный круг” – (2 человека берутся за руки);

бочка” – (3 игрока обхватывают друг друга за плечи);

шлюпка” – (4 игрока становятся друг за другом, руками имитируя движения весел).

Участники начинают хаотично двигаться. По команде ведущего они должны объединиться и

изобразить названную фигуру. Участники, оставшиеся вне фигуры, попадают в плен к пиратам, т.е. выходят из зоны игры и поют песню: “Жизнь пирата, жизнь пирата – это для меня”.

Примечание: Упражнение можно использовать для разрядки, повышения энергетического

потенциала. Способствует развитию внимания, быстроты реакции.

Упражнение 86. “Слоны, Буйволы, Желе”

Участники становятся в круг. Ведущий задает фигуры для трех человек, стоящих рядом:

слон” – (человек в центре изображает хобот, люди справа и слева – уши)

буйвол” – (стоящий в середине приставляет к голове пальцы – рожки, наклоняет голову

вперед, люди по бокам бьют копытом, ближним к центру)

желе” – (стоящие по краям берутся за руки, изображая тарелку; стоящий в центре приседает, подняв руки вверх, изображая дрожащее на тарелке желе)

пальма” – (человек в центре поднимает руки вверх, растопырив пальцы, человек справа

поднимает руки вверх и наклоняется вправо, человек слева делает то же влево)

Задача участников быстро и безошибочно изобразить фигуру, названную ведущим. Тот, кто

ошибся или замешкался, становится ведущим.

Существуют другие варианты: обезьяна, крокодил, жираф, миксер и т.д.

Примечание: Упражнение способствует концентрации внимания, развитию быстроты реакции, его можно использовать для разрядки, снятия напряжения.

Упражнение 87. “1,2,3”

Все участники стоят в кругу, ведущий считает до 3. На счет 1 все выставляют указательный палец левой руки, на счет 2 – правой ладонью накрывают указательный палец соседа справа, насчет 3 – каждый старается схватить палец соседа и успеть убрать свой.

Примечание: Упражнение можно использовать для снятия напряжения, оно способствует

развитию быстроты реакции, внимательности.

Участники стоят в кругу, у ведущего мячик или мягкая игрушка. Он называет слово и бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мячик называет другое слово – ассоциацию из той же категории (мебель, транспорт, страны и т.д.). Если кто-то не знает больше слов, можно назвать другое слово, сменив категорию, но не раньше, чем через 3 хода.

Примечание: Упражнение способствует развитию ассоциативного мышления. Тему (категорию) можно задать или сменить, что способствует к переходу от одной темы в занятии к другой.

Упражнение 89. “Формула – 1”

Все стоят в кругу. Первый участник имитирует движение гоночного автомобиля, передавая звук соседу, тот подхватывает и передает своему соседу. Если кто-то имитирует визг тормозов, то меняется направление движения. Игра проводится с нарастанием скорости.

Примечание: Упражнение вызывает шум, смех, способствует снятию напряжения.

Упражнение 90. “Рояль”

Участники сидят в кругу, положив левую руку на правое колено соседа слева, а правую на левое колено соседа справа. Колени – клавиши. По часовой стрелке начинают хлопать ладошками по коленям соседей, увеличивая скорость. Если кто-то из участников хлопнул дважды, то меняется направление движения. Если кто-то ошибся, то он убирает одну руку, если ошибся второй раз – выбывает из игры. Победит самый внимательный.

Примечание: Упражнение способствует развитию внимания, тактильного восприятия соседа, его лучше выполнять, когда группа уже сплочена, участники доверяют друг другу.

Упражнение 91. “Пишущая машинка”

Все имитируют работу пишущей машинки. Определяется ведущий, и выходит вперед, все остальные остаются на местах Ведущий помогает распределить все буквы алфавита между участниками. Затем ведущий будет задавать, диктовать какую-нибудь фразу из стихотворения, все остальные должны распечатать ее. Печатание происходит с помощью хлопка в ладоши того участника, за которым эта буква эта буква закреплена.

Примечание: Упражнение способствует развитию внимания, сплочению группы, снимает

напряжение.

Упражнение 92. “Гол-мимо!”

Участники делятся на две команды. Ведущий: “Представьте себе, что мы находимся ни стадионе и болеем за разные команды”. Одной команде дается задание кричать “гол”, когда ведущий поднимает правую руку и указывает на них, другой – кричать “мимо”, когда поднята левая рука.

Задача ведущего – запутать участников.

Примечание: Упражнение способствует концентрации внимания, сплочению группы, с од-

ной стороны, с другой стороны – способности проявлять себя, несогласие с группой или лидером группы, когда все кричат слово несоответствующее жесту ведущего.

Упражнение 93. “Рисунок с поводырем”

Группа разбивается на пары, одному из пары завязываются глаза. “Поводырь” подводит партнера к рисунку на стене и, используя только вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка.

Примечание: Упражнение способствует снятию возбуждения, укреплению межличностного контакта, формированию опыта беспомощности и ответственности, доверия к партнеру. Ведущему рисунки необходимо подготовить заранее. Во время игры обращать внимание на то,

что происходит со “слепым”. Вариант – рисунки на листах бумаги.

Упражнение 94. “Вежливые слова

Участники выполняют команды ведущего, если они сопровождаются вежливой просьбой. Кто ошибся, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

Примечание: Упражнение способствует укреплению или усвоению навыков восприятия и

демонстрации вежливого обращения.

Упражнение 95. “Бабочка-ледышка”

По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабочка.

Примечание: Упражнение способствует развитию воображения, внимания к тактильным ощущениям, возможно возрастание двигательной активности во время передачи “бабочки”.

Упражнения для разрядки, снятия напряжения,

повышения энергетического потенциала группы.

Упражнение 96. “Что за животное?”

Попросите участников разбиться на пары и встать в круг. Поставьте столько стульев, чтобы у

каждой пары, кроме одной, были места. Эти два участника – слоны. Они ходят по кругу и называют различных животных. Если они угадывают, то названные звери встают и начинают тоже ходить по кругу за слонами, изображая своих животных. Это продолжается до тех пор, пока слоны не исчерпают свои варианты. Тогда они говорят “Львы!” и все пары перебегают на другие места. Та пара, которая остается стоять, начинает водить.

Примечание: Данное упражнение проводится с целью повышения энергетического ресурса группы, формирования эмоционально-положительного настроя на продолжение занятия.

Упражнение 97. “Белые медведи”

2-3 человека берутся за руки цепочкой – “белые медведи”. Ведущий дает задание замкнуть

цепочку вокруг одного или нескольких свободно передвигающихся участников – “пингвинов”.

Пойманный “пингвин” становится “медведем”.

Примечание: упражнение можно проводить в любое время для снятия напряжения, активизации энергии группы. Лучше использовать для его проведения достаточно большое помещение в целях безопасности.

Упражнение 98. “Стул сгорел”

Стулья (на один меньше, чем участников) становятся в круг сидениями наружу. Все ходят или бегают по кругу, не касаясь стульев, и по команде ведущего садятся. Тот, кому не хватило стула, выбывает, один стул убирается.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности, неизбежен соревновательный компонент.

Упражнение 100. “Третий лишний”

Участники разбиваются на пары и встают лицом в круг так, чтобы один был перед другим. За

кругом бегают ведущий и “беглец”. Беглец может встать впереди любой пары, тогда тот, кто стоит сзади, становится беглецом. Если ведущий салит беглеца, они меняются ролями.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию веселой игровой обстановки,

увеличению двигательной активности.

Упражнение 101. “Пррр” и “рукуту”

Предложите участникам представить двух птиц. Одна кричит “пррр”, а другая “рукуту”. Если вы кричите “пррр”, всем участникам нужно встать на носочки и подвигать локтями, как будто птица хлопает крыльями. Если вы кричите “рукуту”, кажый стоит спокойно, не шелохнув даже перышком.

Примечание: Данный энергизатор стимулирует речевую и двигательную активность, восстанавливая энергию детей. Это упражнение одинаково хорошо применять как в начале, так и

в конце занятия.

Упражнение 102. Танец на бумаге

Ведущему необходимо подготовить одинаковые по размеру листы газеты или ткани. Участники разбиваются на пары. Каждой паре выдается кусочек бумаги/ткани. Пара танцует, пока играет музыка. Когда музыка останавливается, каждая пара становится на свой кусочек бумаги/ткани. В следующий раз, когда музыка останавливается, паре нужно разорвать свой кусочек бумаги пополам, до того, как встать на него. После нескольких раундов, бумага становится все меньше и меньше. Невероятно сложно двум людям устоять на маленьком кусочке. Пары, у которых какая-то часть оказывается на полу, выбывает. Игра продолжается, пока не определяется лидирующая пара.

Примечание: Данное упражнение лучше выполнять в конце занятия. Игровой характер энергизатора задает положительный настрой

и формирует коммуникативные навыки у ребят.

Упражнение 103. “Перетягивание каната”

Участники разделяются на две команды. Каждая команда берет один конец веревки. Команды должны тянуть веревку на себя, перетягивая другую команду.

Примечание: Данное упражнение активизирует участников физически, создает корпоративный дух. Можно применять как в начале, так и в конце занятия.

Упражнение 104. Король джунглей

Группа сидит в полукруге. “Король джунглей” (обычно слон) сидит с одного конца полукруга. Этот человек делает какой-то знак, показывающий, что он сидит на месте слона. В другом конце полукруга сидит мартышка, и игрок на этом месте делает соответствующий знак. Все места между ними принадлежат разным животным: львам, змеям, рыбам и др., которых участники определяют разными знаками. Когда все показали свои знаки, игра начинается. Слон делает свой знак и, затем, знак другого животного. Это животное повторяет свой знак и, затем, знак другого животного. Этот зверь делает свой знак и далее еще чей-нибудь и так далее. Если кто-нибудь ошибается или не замечает свой знак, они меняются местами с сидящим рядом, продвигаясь к мартышке. Они перенимают знаки своих новых мест. Цель игры – проделать весь путь к месту короля джунглей.

Примечание: Данное задание хорошо использовать для переключения внимания, как средство преодоления спада энергии. В ходе ролевой игры у детей повышается эмоциональный настрой. Лучше проводить данное упражнение в конце занятия.

Упражнение 105. “Хвост дракона”

Попросите группу разделиться на две. Две группы формируют дракона, держа друг друга за талии. Последний человек в цепочке, прицепляет к своему ремню или брюкам ярко раскрашенный шарф, драконий хвост. Группа должна поймать хвост другой, не потеряв своего хвоста.

Примечание: Данное упражнение следует проводить в конце занятия, так как оно направлено на усиление физической активности в игровой деятельности и взаимодействия участников.

Упражнение способствует разрядке, сплочению группы, для него необходимо достаточно большое безопасное помещение (лучше на улице).

Упражнение (вариант) “Хвост дракона”

Участники делятся на тройки, становятся в колонну по одному – это драконы. Впередистоящий – голова дракона, стоящий сзади – его хвост. По команде ведущего голова пытается пой-

мать хвост. Затем тройки объединяются в шестерки и т.д. до тех пор, пока не получится один

большой дракон.

Упражнение (вариант) “Дракон”

Все участники встают в цепочку. Первый – “голова дракона”, последний – “хвост”. “Голова”

должна поймать “хвост”.

Упражнение 106. “Головы на животы”

Люди ложатся на пол в цепочку так, чтобы голова каждого покоилась на животе другого. Кто-нибудь начинает смеяться. Слыша чужой смех через живот, следующий человек начинает хохотать и так по цепочке.

Примечание: Данное упражнение установлению доверия через тактильный контакт, для его проведения необходимы подходящие условия в комнате: наличие свободного места и ковра. Это задание задает позитивный настрой, объединяет их эмоционально. Лучше проводить, когда группа сплочена, и уровень доверия высокий.

Упражнение 107. “Мячики под подбородком”

Сделайте несколько маленьких мячиков из любого подручного материала, например смятой бумаги. Участники разбиваются на команды, и каждая становится в линию. Каждая команда по цепочке передает мячик подбородками. Если он падает, что все начинается сначала. Игра продолжается, пока одна из команд не закончит передавать мяч по линии.

Примечание: Данное упражнение имеет в себе игровые элементы, активизирует ребят в вы-

полнении совместной деятельности. Проводить лучше, когда группа сплочена.

Упражнение 108. “Узелки”

Участники встают в круг и берутся за руки. Держась за руки, они передвигаются, как хотят, поворачиваясь, запутывая узел. Потом они должны этот узел распутать, не расцепляя рук.

Примечание: Упражнение способствует укреплению доверия, заботы друг о друге, сплоченности. Это задание можно использовать в начале занятия, для оптимизации последующей работы, также и в конце занятия – для поддержания эмоционально позитивного настроя в группе.

Упражнение 109. “Футбольные болельщики”

Группа представляет, что они находятся на футбольном матче. Ведущий раздает особые слова различным секциям круга, например, “пас”, “бросок” и др. Когда ведущий указывает на секцию, она начинает кричать свое слово. Когда ведущий поднимает руки, все кричат ГОЛ!”

Примечание: Это упражнение очень нравится ребятам, они активно вовлекаются в игру, сти-

мулируя свою речевую деятельность. Данное задание лучше применять в конце занятия, так как в ходе него может нарастать возбуждение и активность участников.

Упражнение 110. “Оркестр без инструментов”

Объясните группе, что они собираются создать оркестр без инструментов. Оркестр будут использовать только звуки, которые может издавать человеческое тело. Игроки могут пользоваться руками, ногами, свистеть, вздыхать, топать ногами и так далее, но не говорить. Выберите хорошо известную мелодию и попросите сыграть ее, используя выбранный “инструмент”. Еще можно не давать какой-то определенный мотив, а разрешить группе создать удивительный, неповторимый звук.

Примечание: Упражнение способствует развитию воображения, самовыражения, группо-

вой сплоченности, снятию напряжения.

Упражнение 111. “Группа А”

Участники становятся в круг. Ведущий просит ребят обнять друг друга сзади за талию. Затем – наклониться назад и произнести звук “А” сначала тихо, потом все громче и громче. Повторить несколько раз.

Примечание: Данное упражнение вовлекает в групповую деятельность, заряжает энергети-

Упражнение 112. “Автомойка”

Группа делится на 2 части и организует “автомойку”: 2 группы стоят в 2 ряда лицом друг к другу. Два игрока становятся автомобилем, их будут мыть друг за другом. Лидер делит автомойку на отдельные секторы (каждая пара, стоящая лицом друг к другу), ответственных за разные функции: например, в одном чистят щетками, в другом струей воды, потом сушка и т.д. Последняя пара занимается полировкой машины. После пробного прогона каждая пара начинает изображать жестами, желательно одновременно, отведенную ей функцию. После того как будут вымыты 2 машины, они формируют пару автомоечную, а первая пара разбивается и становится машинами. После того как будут вымыты все машина, проводится пост-анализ как обычно.

Примечание: Данное упражнение направлено на развитие тактильного восприятия, развития доверия. Задание восстанавливает способность концентрировать внимание.

Упражнение 113. “Путаница”

Участники становятся в круг лицом друг к другу, закрывают глаза. Ведущий остается за кругом. Участники протягивают правую руку вперед и стараются схватить чью-либо руку, кроме соседей. Затем то же левой рукой. Задача ведущего – помочь участникам распутать этот клубок. Главное условие для участников – не расцеплять руки.

Примечание: Упражнение способствует снятию напряжения, сплочению и бережному отношению друг к другу, осознанию ценности каждого.

Упражнение 114. “Гриша-ша”

Участники становятся в круг. Ведущий говорит: “Ладони вместе”, все соединяют ладони и на мотив рождественской песенник “Джингл беллз” поют:

“Гриша-ша-ша,

Гриша-ша-ша,

Гриша-ша-ша-ша-ша”

Затем ведущий командует: “Ладони вместе, локти вместе”.

“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе”.

“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе”.

“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе, корпус вперед”.

“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе, корпус вперед, спину на-

зад, голову вверх”.

“Ладони вместе, локти вместе, носки ног вместе, колени вместе, корпус вперед, спину на-

зад, голову вверх, язык наружу”. Все это сопровождается песенкой.

Примечание:

Упражнение 115. “Бахчисарай”

Все участники становятся в круг и повторяют за ведущим слова и движения, постепенно повышая громкость голоса и размах движений.

“О, Бахчисарай, Бахчисарай, (руками изображаем дом)

Ворона (машем крыльями)

Каркнула (пальцами изображаем раскрытый клюв)

И села на сарай” (приседаем).

После того, как участники достигли максимально возможной громкости, начинается уменьшение громкости голоса и размаха движений.

Примечание: Упражнение способствует разрядке напряжения, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.

Упражнение 116. “Если весело живется”

Участники в кругу, ведущий в центре, он показывает движения и поет песенку, все повторяют за ним.

“Если весело живется, делай так, (2 хлопка)

Если весело живется, делай так, (2 хлопка)

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, – делай так”, (2 хлопка).

Затем песня продолжается с другими движениями:

2 раза щелкнуть пальцами,

2 хлопка по коленям,

2 притопа.

В конце поем: “Если весело живется, делай все” и повторяем все движения по очереди.

Примечание: Упражнение способствует разрядке напряжения, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.

Упражнение 117. “Зайцы”

Все участники становятся в круг, и повторяют за ведущим движения. Он говорит:

“Зайцы побежали, (хлопки в ладоши)

Кочка слева, (хлопки в левую сторону, кричим у-у-у)

Кочка справа, (хлопки в левую сторону, кричим у-у-у)

Побежали по песочку, (трем ладошки друг о друга)

Прибежали на болото, (хлопки по щекам)

Бегут, бегут – кочка, (1 хлопок)

Бегут, бегут – 3 кочки” (3 хлопка).

Примечание: Упражнение способствует разрядке напряжения, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.

Упражнение 118. Ипподром”

Участники становятся в круг, ведущий объявляет:

“Сейчас мы поиграем в ипподром. Подняли правую руку. Это наше правое копыто. Подняли

левую руку. Это наше левое копыто. Теперь немного присели и положили свои “копыта” на колени – это наш ипподром.

Вот так мы бежим по песочку (потереть ладони друг о друга).

Вот так мы бежим по камешкам (потереть кулаками друг о друга).

Вот так мы бежим по водичке (слегка бить кулаками по надутым щекам).

У нас есть барьеры (показать руками, как будто прыгаем через барьер).

Есть повороты вправо и влево (“бег“ с наклоном корпуса вправо или влево).

У нас есть зрители слева и справа (хлопки слева или справа).

Игра началась”.

Ведущий может произвольно менять действия.

Игру можно завершить так: “Подняли правое копыто. Утерли лоб. Подняли левое копыто. Сделали то же самое. А теперь поднимаем с земли большой лавровый венок и вешаем его... на соседа справа”.

Примечание: Упражнение способствует разрядке напряжения, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.

Упражнение 119. “Телескопики”

Ведущий говорит и показывает движения, участники повторяют за ним. Игра идет с нарастанием темпа.

“Выезжают телескопики (кисти и локти вместе поднимаются снизу вверх со звуками, имитирующими движение машины)

Открываются телескопики (руки разводятся в стороны со скрипом)

Прочищаем телескопики (движения ладонями, как будто моем стекла)

Настраиваем телескопики (двигаем руками перед глазами, как будто смотрим в подзорную трубу)

Увидели звезду (пальцы одной руки, собранные в щепотку, резко раскрываются со звуком “чпок”)

Увидели много звезд. (“чпок”, “чпок”, “чпок”)

Увидели планету (кулак вверх, резко выбрасываются пальцы со звуком “Ах!”)

Увидели много планет.

Появилась летающая тарелка (качаемся из стороны в сторону)

Из нее вывалился инопланетянин (голова к плечу, щелкаем языком)

Мы ему – привет! (протягиваем руку)

А он нам – здрасте! (пожимаем свои руки) А теперь еще раз”.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы и веселого настроения, увеличению двигательной активности, быстроты реакции.

Упражнение 1 20. “ Зоопарк”

Участники становятся в круг, держа друг друга под руки.

1 этап: Ведущий подходит к каждому из участников и шепотом на ухо говорит название какого-либо животного. Затем называет по одному животному вслух. Тот, чье животное названо, должен присесть; задача остальных – угадать, кого назвали и удержать.

2 этап: Все то же, но ведущий называет всем одно и то же животное.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию веселого настроения, увеличению двигательной активности, противодействию группе.

Упражнение 121. “Хрю”

Участники становятся в круг как можно ближе друг к другу. Затем каждый из участников “хрюкает” на ухо своему соседу. Звук передается по кругу все быстрее и быстрее, пока не получится единое “хрю”.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы.

Упражнение 123. “Ха-ха”

Участники стоят в кругу, повторяют за ведущим.

Со звуками “ха” делаются 5 движений вверх правой рукой, сжатой в кулак, затем то же со звуком “хи” левой рукой вверх, правой рукой вниз со звуком “ха”, левой рукой вниз со звуком “хи”.

Затем наклон вперед 5 раз со звуком “ха”, наклон 5 раз назад со звуком “хи”. Затем количество движений уменьшается на один и делается в каждую сторону по 4 движения со звуками, затем – по три и так до одного. Игра идет с нарастанием темпа.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности.

Упражнение 124. “Одноглазые догонялки”

Участники делятся по парам. В каждой паре один из игроков закрывает левый глаз ладонью, а к правому приставляет другую руку, изображая бинокль, и считает до 5. В это время другой участник отходит на некоторое расстояние. По сигналу ведущего “одноглазый” догоняет “зрячего”. Затем участники меняются ролями. Через некоторое время можно объединить пары в группы по 4 человека, двое закрывают глаза, двое убегают, держась за руки и т.д.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности. В этой игре нельзя бегать, можно только ходить быстрым шагом на ограниченной территории. Ведущий должен следить за безопасностью участников.

Упражнение 125. “Апчхи!”

Участники разбиваются на 4 команды. Каждая команда получает задание громко и быстро произносить одно из слов: “ящики”, “хрящики”, “спички”, “очки”. По команде ведущего каждая команда произносит свое слово по очереди, увеличивая громкость. Затем, когда громкость будет максимальной, все группы кричат свое слово одновременно. На что ведущий им отвечает:

“Будьте здоровы!”

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию веселого настроения, развитию взаимодействия в группе.

Упражнение 126. “Зеркало”

Участники объединяются в пары и становятся лицом друг к другу. Один из них выполняет роль зеркала и отражает все движения, жесты и мимику своего партнера. Другой строит гримасы и кривляется, изображая утренний туалет. Если “зеркало” рассмеялось, игроки меняются местами, и игра продолжается.

Примечание: Упражнение способствует разрядке, созданию хорошей атмосферы, увеличению двигательной активности, невербальной коммуникации.

Упражнение 127. “Театр Кабуки”

Участники делятся на две команды. Ведущий объясняет правила игры:

“В театре Кабуки есть 3 персонажа:

Дракон, (руки вверх, шипит)

Принцесса, (держится за юбочку, поет ля-ля-ля)

Самурай (с криком выхватывает меч)

Самурай побеждает дракона, дракон побеждает принцессу, принцесса побеждает самурая”.

Команды, договорившись, по команде ведущего показывают одного из персонажей. Игра

идет либо на очки, либо выигравшая команда догоняет противников, и пойманные переходят в другую команду.

Могут быть варианты: Карлики, Великаны, Волшебники; Красная Шапочка, Охотник, Волк.

Примечание: Упражнение способствует развитию взаимодействия в команде, снятию напряжения.

Под вниманием понимается способность человеческого мозга из потока информации отбирать ценное и выбрасывать ненужное. Это умение фиксировать мысли на объекте. Неразвитое внимание у ребёнка тормозит процесс обучения в школе, усваивание новых знаний и развитие в целом.

  • Объём характеризуется количеством предметов, которые ребёнок способен одновременно охватить. Объём внимания зависит от прошлого опыта, которого у ребёнка 7–9 лет немного. Поэтому он неспособен фиксировать в поле зрения одновременно несколько предметов.
  • Устойчивость означает продолжительность притягивания внимания к одному предмету. Важнейшей чертой, характеризующей устойчивость, является возможность выявления в рассматриваемом предмете новых связей и сторон. Устойчивость внимания наиболее интенсивно развивается у детей от трёх до семи лет и с возрастом увеличивается: ребёнок 7 лет играет уже больше часа, занятия длятся 30 минут, у годовалого малыша продолжительность игры составляет 10–14 минут, у трёхлетнего ребёнка – 27 минут. Устойчивость внимания ребёнка 7–9 лет проявляется слабо, имеет место неустойчивость.
  • Концентрация внимания – сила фиксирования на каком-то предмете или действии у ребёнка младшего школьного возраста большая, учителю легче привлечь внимание класса, чем длительно удерживать его.
  • Избирательность – это способность сконцентрироваться на части материала, нужной для выполнения задачи.
  • Распределение внимания у детей 7–9 лет находится на невысокой ступени развития, они не умеют с хорошим результатом одновременно делать несколько дел.
  • Переключаемость – учащемуся начальных классов сложно быстро переключиться с одного занятия на другое.
  • Произвольность – умение сосредоточить внимание по требованию.

Этапы совершенствования внимания у школьников младших классов

Развитие внимания в младенчестве начинается сразу же после рождения. Сосредоточенность при громком звуке или на заинтересовавшем объекте интерпретируются как простейшее проявление внимания в младенческом возрасте. В 1 месяц ребёнок не понимает речь, но прислушивается. После 6 месяцев – запоминает предмет и действия с ним. После 10 месяцев появляется распределение внимания, заключающееся в одновременном действии с двумя предметами, развивается переключение внимания (с одной игрушки на другую).

В раннем детстве ребёнок занимается заинтересовавшим его делом 10 минут, при этом испытывая затруднения в переключении и распределении внимания. Признаки концентрации выражаются в фиксировании самых ярких, но малозначимых признаков предметов. Интерес к ним исчезает, как только пропадает новизна.

Внимание дошколят неустойчиво, самой занимательной деятельностью они занимаются от 10 до 30 минут. Развить внимательность у ребёнка, можно используя методики, приёмы, упражнения, задания, игры для детей, посещая детские курсы, направленные на совершенствование внимания и памяти.

Упражнения и игры для развития внимания

Главное условие – заниматься регулярно. Начинать следует с ежедневных занятий продолжительностью 20 минут, допустимы 1 или 2 выходных дня в неделю. Длительность уроков постепенно увеличивается. Во время занятий следует применять приёмы привлечения внимания, чтобы заинтересовать малыша. Лучшие приёмы привлечения и концентрации относятся к игровым формам выполнения заданий.

Найди домик

На картинке изображены разные животные (7–8) и домики для них. Животных с домиками можно соединить линиями. Малышу необходимо при помощи только зрения определить кому из зверей, какой домик принадлежит. Если в первый раз с выполнением появятся трудности – можно воспользоваться карандашом. С помощью этого упражнения развивается объём внимания.

Ладошки

Дети садятся в круг посреди класса и кладут руки на колено соседа. Правую руку на левое колено соседа справа, левую руку – на правое колено сидящего слева. Ладошки по команде поднимаются, но не все одновременно, а по очереди, в виде волны. Из игры удаляются ладошки, поднятые с опозданием или слишком рано. С помощью этого упражнения развивается устойчивость внимания.

Самый внимательный

Дети становятся полукругом в середине класса и выбирают водящего, который запоминает порядок размещения игроков. После команды он поворачивается спиной к детям и называет по порядку кто из игроков за кем стоит. В роли водящего должен побывать каждый из игроков. Назвавшие порядок расположения игроков правильно поощряются. Упражнение помогает тренировке зрительного внимания и памяти.

Телефон

Дети садятся в круг посреди класса и по кругу и передают шёпотом сообщение друг другу на ушко, пока оно не дойдёт до первого игрока. Этой игрой развиваем запоминание на слух и слуховое внимание.

Мой день рождения

Дети по очереди называют свои имена и даты рождения. Первый называет своё имя и дату рождения, второй – имя и дату первого и собственное имя и дату рождения, третий – имя и дату первого и второго игрока, добавляя своё имя и дату. Последний участник игры называет имена и даты рождения всех игроков по порядку и собственные имя и дату рождения. Упражнение помогает развитию памяти и концентрации внимания.

Методика Машталь

Детский психолог Ольга Машталь посвятила целую книгу совершенствованию внимания у детей. Книга представляет собой практическое пособие, рассчитанное на методистов, педагогов, детских психологов и родителей.

Приёмы и методики, используемые для развития памяти ребёнка с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) у ребёнка – это приостанавление скорости формирования психики, выражающееся в неудовлетворительном количестве знаний, доминировании игровых интересов, стремительному пресыщению при умственной работе.

Одна из главных причин сложностей в обучении и проблем с успеваемостью у детей 7–9 лет с ЗПР – снижение памяти. Дети с ЗПР недостаточно хорошо запоминают условия задачи или тексты. Совершенствование памяти у учеников первого – второго класса заключается в вырабатывании способов запоминания информации. Без работы педагога класса эти способы сформируются бессознательно, что приведёт к трудностям с учёбой после перехода в 5–6 класс и у подростков.

Лучшие приёмы тренировки памяти у учащихся младших классов с ЗПР – преподносить задания в игровой форме.

Упражнение 1

Запоминание и воссоздание зрительных образов.

  • Попросить ребёнка изобразить автомобиль. Вначале рисунок будет простым, со временем его нужно усложнять дополнительными деталями (зеркала, фары и т. п.).
  • Дать задание нарисовать радость, печаль и любой другой непредметный образ.
  • Дать ребёнку рассмотреть рисунок в течение 30 секунд, затем он должен нарисовать его по памяти.

Упражнение 2

  • Предложить ребёнку список слов и попросить разбить его на группы по какому-нибудь признаку.
  • Попросить сочинить историю, объединяющую слова группы.

Упражнение 3

Дать ребёнку пары слов, абсолютно не связанные между собой, попросить сочинить из них предложение, связывающее их. Например, «собака – чай» и «Собака не пьёт чай».

Все упражнения для детей с ЗПР строятся на необходимости развития ассоциативного мышления, которое обуславливает хорошую память. Дети с ЗПР отличаются инертностью и не эмоциональностью, пассивны, не проявляют активной вовлечённости в действия с игрушками или предметами.

При работе со школьниками с ЗПР важно непрерывно вызывать положительные эмоции к рекомендуемой учителем класса деятельности. Если ребёнку с ЗПР будет интересно – результаты выполненного задания приятно удивят.

Для коррекции отставания у дошколят с ЗПР используются специальные факультативные курсы, приёмы и методики, обеспечивающие подготовку к школе.

Приёмы привлечения внимания школьников 7–9 лет во время занятий

Младшие школьники склонны часто отвлекаться на уроках, так как в этом возрасте легко появляется непроизвольное внимание по отношению к посторонним объектам. В дополнении к этому устойчивость произвольного внимания непродолжительна. При выполнении пятого по счёту задания дети склонны отвлекаться, даже если на проделывание упражнений отводится не больше 10 минут. По этой причине нужно знать приёмы привлечения внимания учеников 7–9 лет:

  • Нестандартное начало урока.
  • Изменять привычный тон, темп и громкость голоса, давая задания детям.
  • Использовать провокации.
  • Перевоплощаться в популярного героя.
  • Проводить уроки нестандартно в форме путешествия, игры, концерта.
  • Выбирать задания с элементами соревнования (кто быстрее, кто лучше).
  • Использовать проблемные вопросы (если у куста срезать все веточки, кроме одной, он станет деревом?).
  • Применять проблемные задания. Например, найти отличия в срезах капусты и луковицы.
  • Яркие наглядные пособия.

Употребляя приёмы привлечения внимания во время занятий с детьми 7–9 лет, педагог добьется максимальной результативности работы учеников.

Применять упражнения на развитие внимания и памяти нужно для гармоничного развития ребёнка. При этом лучшие курсы и методы учитывают этапы развития детской психики, подбирая упражнения в соответствии с возрастом и психическим развитием детей.