Звуковая дыхательная гимнастика при бронхиальной астме. Комплекс упражнений лфк при лечении бронхиальной астмы. Дополнительные упражнения при астме

Из форм ЛФК при бронхиальной астме используются: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки по ровной местности, легкие спортивные игры, лыжные прогулки.

Курс ЛФК начинают на стационарном этапе лечения как можно раньше, в ряде случаев в отделении интенсивной терапии.

Задачи ЛФК: регулирующее воздействие на дыхательный центр; снижение МОД; снятие или уменьшение бронхоспазма; расслабление дыхательной мускулатуры; укрепление и развитие дыхательных мышц; профилактика эмфиземы легких; уравновешивание процессов торможения и возбуждения в ЦНС, регуляция эмоционального состояния; снятие патологической кортиковисцеральной доминанты; улучшение оксигенации и газообмена; стимуляция кровообращения; повышение толерантности к физическим нагрузкам.

Противопоказания для назначения ЛФК: легочно-сердечная недостаточность III степени; астматический статус; тахикардия более 120 уд/мин; одышка более 25--50 дых/мин; температура выше 38° С. Курс ЛФК при бронхиальной астме состоит из двух периодов --подготовительного и тренировочного.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Подготовительный период направлен на обучение методике управления дыханием, регуляцию продолжительности фаз вдоха и выдоха. Средства и формы ЛФК: дыхательные упражнения, упражнения, снижающие МОД; гимнастические упражнения; расслабления; «звуковая» гимнастика.

Методика произвольного снижения МОД по В. В. Гневушеву.

В начале обучения осваивают навык «полного» дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетаются с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в с) обозначается термином «дыхательный интервал» (ДИ), например ДИ (2:4). Обучение этому режиму дыхания преследует цели: а) увеличение ДО в результате удлиненного вдоха; б) снижение МОД. При обучении методике произвольного снижения МОД необходимо соблюдать следующие условия: 1) вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности его небольшого продолжения; 2) выдох через нос полный произвольный или непроизвольный; 3) исключаются упражнения, вызывающие одышку или затрудненное дыхание. Тренировка строится по следующей схеме: ДИ (2:4) - Д И (3:4) -- ДИ (4:4) - ДИ (6:4) -ДИ (8:3) и т. д. В результате секундные ДО вдоха постепенно уменьшаются, а ДО выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно выполнять с движением рук, ног, туловища, при беге, ходьбе.

Звуковая гимнастика состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимнастики произносятся «закрытый стон» -- «ммм» и очистительный выдох «пфф». При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол. По силе воздушной струи согласные делятся на три группы -- наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы; средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з, наименьшей -- звуки м, к, л, р. Цель звуковой гимнастики-- выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и полное перемешивание вдыхаемого воздуха с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха -- более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности, например -- бух, бот, бак, бех, бих.

Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при наличии обструктивного синдрома.

При бронхиальной астме в процедуре ЛГ соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений 1:1; исходные положения сидя и стоя. В подготовительном периоде обязательно строгое распределение нагрузки по частям процедуры ЛГ. Количество дыхательных упражнений не должно превышать 40--50% общего времени процедуры. Используют методику аутогенной тренировки, сегментарный и баночный массаж, самомассаж. Подготовительный период продолжается не более 2 нед, продолжительность процедур в этот период колеблется от 10 до 30 мин, самостоятельные занятия 2--3 раза в день. Длительность тренировочного периода зависит от клинического течения болезни.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПЕРИОД

Тренировочный период при бронхиальной астме начинается в стационаре и продолжается практически всю жизнь, так как специальные упражнения не обладают длительным действием. Если больной овладел в стационаре методикой дыхания, а на поликлиническом этапе не продолжает тренировку, через 3--4 недели вновь проявляются нарушения функции внешнего дыхания.

Задачи ЛФК: стабилизация механики дыхания; устранение бронхоспазма; развитие подвижности грудной клетки; тренировка дыхательных мышц; уменьшение или снятие патологических кортико-висцеральных рефлексов. Противопоказания к назначению ЛФК отсутствуют.

Средства и формы ЛФК. Задачи тренировочного периода решаются путем использования дыхательных упражнений статического и динамического характера, звуковой гимнастики, упражнений, снижающих МОД, гимнастических упражнений, нагрузок циклического характера аэробного типа, массажа и аутогенной тренировки. Формы ЛФК -- утренняя гигиеническая гимнастика, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур. Метод проведения занятий индивидуальный, малогрупповой, групповой. Продолжительность занятий в течение дня до 1,5 ч.

На поликлиническом этапе лечения необходимо продолжение перечисленных мероприятий (поддерживающая терапия). Кроме Л Г, рекомендуют дозированную ходьбу или бег «трусцой» до 5 км в день, со скоростью 120 шаг/мин при ЧСС 100--120 уд/мин.

Примерные комплексы упражнений для больных бронхиальной астмой

Комплекс 1. Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим)

И. п. сидя на стуле, руки на коленях.

  • 1. Диафрагмальное дыхание.
  • 2. На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.
  • 3. На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в и. п.
  • 4. На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону; на выдохе вернуться в и. п.
  • 5. Руками держаться за сидение стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить; на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.
  • 6. На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опускать вниз, произнося звук ш-ш-ш.
  • 7 На вдохе руки на коленях; на выдохе"произносить звук ж-ж-ж
  • 8. Руки перед грудью, пальцы в «замок» На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор регулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета плох 1, 2- выдох 3, 4, 5, 6; пауза -- 7, 8. В конце курса продолжительность выдоха должна увеличиться до 30, 40 с

Комплекс 2. Упражнения для больного бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)

И. п. сидя на стуле

  • 1. Диафрагмальное дыхание.
  • 2. Руки на коленях. На вдохе колени развести; па выдохе вернуться в и. п.
  • 3. Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в и. п.
  • 4. На вдохе руки вверх; на выдохе опустить со звуком ха.
  • 5. Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.
  • 6. В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

И. п. с т о я

  • 7. На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.
  • 8. Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться в и. п.
  • 9. Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук «уф».
  • 10. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

Разминка

Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Руки по швам. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага. 96 вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох должен быть мгновенным.

Чтобы до конца понять эту гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой - левой, правой - левой, вдох - вдох, вдох - вдох. А не вдох - выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 шагов - вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед - назад, вперед - назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом - вдох, но короткий и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть - чуть приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи были одновременны. Не мешайте и не помогайте выдохам выходить после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы

Повороты. Поворачивайте голову вправо - влево резко в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом. 96 вдохов.

Вдохи короткие и шумные. В первый день по 8 вдохов подряд. Можно и дважды по 96.

«Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое - к левому. Плечи не подвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох.

«Малый маятник». Кивайте головой вперед - назад, вдох - вдох.

Каждое движение головы - повороты. «Ушки» и «малый маятник» проделайте не менее чем по 96 вдохов, по 8, 16 или 32 вдоха подряд. То есть столько, сколько сможете сделать легко. Можно выполнить и 192 вдоха - движения головой каждое.

Главные движения.

«Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью, если конечно вы не предрасположены к условно-рефлекторным или психосоматическим приступам бронхиальной астмы. Повторяйте ее движения, - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в какую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева в темпе шагов.

Сделайте два раза по 96 вдохов. Можно и больше. Это движение иногда останавливает приступ астмы. В плохом состоянии его надо делать сидя. Оно легкое. Если имеется травма позвоночника, лучше посоветоваться с хирургом.

«Насос». Возьмите в руки палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Делайте это движение больше, чем остальные: 3, 4 и даже 5 раз по 96 за урок. Вдох мгновенный. Из всех движений - вдохов это - самое результативное. Оно останавливает приступы ни только астмы бронхиальной, но и сердечной. Во время приступа делайте это движение сидя, по 2, 4 вдоха подряд. Сядьте удобно на край стула, упритесь ногами в пол, руками в колени и накачивайте шины. Темп пульса. Не замедляйте темпа. Но отдыхайте чаще и дольше, чем делая это движение в нормальном состоянии. Во время приступа бронхиальной астмы не следует разгибаться. Можно заметить, что во время приступа астмы больные сидят согнувшись. Это не случайно! Это движение подсказано инстинктом самосохранения, а он не может обмануть. Поэтому поклоны в пояс так же благотворно влияют на снятие приступов астмы.

«Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Сделайте два раза по 96 вдохов подряд столько, сколько сможете сделать легко. Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.

«Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос» - «обними плечи», «насос» - «обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперед назад, вдох - вдох, тик - так, тик - так, как маятник. Делать это упражнение нужно два раза по 96, начиная первые 96 с «насоса», а вторые - с «обними плечи»

«Полу приседы». Выполняются в трех вариантах.

Ноги на ширине плеч;

Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом;

Вес тела на ноге, стоящей сзади. Нога впереди чуть касается пола, как у балерины.

Во всех положениях повторяйте легкий, чуть заметный

присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох - короткий, легкий. Делайте каждое движение - вдох по 96 раз, Если большой маятник делить трудно, то нужно в 2 - 3 раза больше выполнять приседов. Освоив движение можно добавить одновременные встречные движения рук. В двух первых приседах - на уровне пояса, а в третьем - на уровне плеч.

Гимнастика при бронхиальной астме является обязательным компонентом лечения. Её проводят даже во время обострения, исключая сами приступы. Упражнения при бронхиальной астме должны быть простыми и легко выполнимыми, в основе их должна быть связь с дыханием. Между упражнениями надо делать паузу, чтобы отдохнуть и расслабить мышцы. На один комплекс достаточно 4-12 упражнений по 3-5 повторов, темп должен быть средний или медленный, в зависимости от самочувствия. Полезно сочетать упражнения с выговариванием звуков. Например, проводя первое упражнение, выговаривать гласные у, и, е, о, при проведении второго — согласные ж, з, р, с, третьего — ш,щ. Звуки можно произносить в любом порядке и количестве. Произношение звуков способствует тренировке дыхания. Основная часть упражнений выполняется сидя, обращая внимание на выполнение ПОЛНОГО выдоха. Упражнения сидя включают комплекс для верхних конечностей и наклонов. Упражнения для нижних конечностей должны включать ходьбу.

Примерный комплекс упражнений для больного бронхиальной астмой.

1. Сидя на стуле. Сгибание и разгибание рук в локтевом суставе 2-3 раза медленно, затем то же со стопами.

2. Стоя, с опорой на спинку стула. Дыхательное упражнение со звуком у-у-у, медленно, повторить 2-3 раза.

3. Стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук положить на затылок. Наклоны туловища в стороны, затем повороты туловища в стороны по 2-3 раза, медленно.

4. Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Отводить руки одновременно в стороны на вдохе, с последующим сжиманием грудной клетки руками на выдохе, 2-4 раза.

5. Пауза для отдыха 40-50 секунд.

6. Стоя, с опорой на спинку стула. Дыхательное упражнение со звуком ж-ж-ж. 2-3 раза.

7. Сидя на стуле. Ходьба «сидя». 1 минута.

8. Сидя на стуле, руки согнуты, кисти рук на плечи. Поднятие согнутых рук вверх на вдохе с постепенным опусканием на выдохе и сжиманием грудной клетки.

9. Стоя, с опорой на спинку стула. Дыхательное упражнение со звуками о-о-о и е-е-е, 3-4 раза.

10. Стоя, ноги вместе, руки опущены. Наклоны туловища в стороны с подтягиванием противоположной наклону руки до подмышки («насос»), 3-4 раза каждая.

Дыхательная гимнастика при астме. Метод Стрельниковой

К сожалению, в наше время такие заболевания как бронхиальная астма и хронический бронхит являются отнюдь не редкостью.

Именно поэтому к нам по электронной почте часто приходят письма читателей с практически идентичными вопросами, например – можно ли самостоятельно вылечить бронхиальную астму без использования медицинских препаратов.

Сразу хочется отметить, что противопоставлять два подхода в лечении астмы (медикаментозное и нетрадиционное), безусловно, мы не собираемся, и применение той или иной терапии должен назначать только ваш лечащий врач.

Но, для того чтобы немного облегчить свое состояние, больной может предпринять определенные меры. И наиболее подходящим вариантом в данном случае станет использование при бронхиальной астме дыхательной гимнастики, которая является одним из древнейших способов восстановления здоровья, настраивая организм на самовыздоровление.

Это один из вспомогательных методов лечения заболевания, но в свою очередь весьма действенный. Дыхательные упражнения при астме способны не только облегчить протекание болезни в целом, но еще и являются хорошим и надежным способом профилактики развития возможных последующих осложнений.

С помощью лечебной гимнастики вы сможете очистить слизистую дыхательных путей от микробов, произойдет дренаж бронхов, мышцы станут крепче, а также нормализуется кровообращение.

Но чтобы положительные результаты не заставили себя долго ждать, необходимо уделять этим занятиям достаточное количество времени. А это значит, что дыхательные упражнения должны проводиться регулярно, целенаправленно и желательно на свежем воздухе, причем даже в зимнее время года.

При данном заболевании необходимо научиться правильно дышать – спокойно, поверхностно, неглубоко, при этом не делая глубоких вдохов, потому как именно они способны раздражать рецепторы бронхов, что соответственно может привести к усилению приступа.

Дыхательная гимнастика при астме

Основным вспомогательным методом лечения всех бронхолегочных заболеваний является дыхательная гимнастика, целью которой является облегчение не только течения болезни, но и профилактика предупреждения развития осложнений.

Занятия дыхательной гимнастикой следует проводить постоянно, потому что только так можно добиться положительных результатов. Упражнения делают в хорошо проветриваемом помещении, а в теплое время года - на воздухе.

Первый комплекс дыхательных упражнений поможет научиться предотвращать приступы бронхиальной астмы, позволит снимать напряжение и стресс, связанные с приступом и не только.

1. Первое упражнение лучше выполнять в постели, сразу после пробуждения. Лежа на спине, подтягивать согнутые в коленях ноги как можно ближе к груди, одновременно выполняя продолжительный выдох через рот. Повторять это движение надо столько раз, сколько возможно. При выполнении этого упражнения отходит мокрота, дыхательные пути освобождаются, и дышать становится легче.

2. Упражнение можно выполнять и сидя, и стоя. Дышать поочередно правой и левой ноздрей. Закрыв пальцами левую ноздрю, вдохнуть, закрыв правую ноздрю - выдохнуть. Затем - наоборот.

3. Руки на талии. Вдыхая носом воздух, предельно надуть живот. Затем резко выдохнуть через нос, втягивая живот.

4. Сесть, положить руки на колени. На вдохе руки развести в стороны, а на выдохе левое колено подтянуть к животу руками. Повторить упражнение, подтягивая в следующий раз правое колено.

5 . Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.

6. Резко вдыхать воздух через нос порциями на счет «раз, два, три». Затем выдохнуть сквозь зубы, произнося звуки «ш», «з».

7. Стоя. Руки через стороны поднять вверх, подняться на носки, при этом делая вдох. Опуская руки через стороны и покачиваясь с пятки на носок, сделать выдох.

8. Стоя. Руки вдоль туловища. На вдохе произвести скольжение рук вдоль туловища с наклоном в сторону. На выдохе - вернуться в исходное положение.

Лечебная физкультура (ЛФК) при бронхиальной астме

ЛФК при бронхиальной астме должна назначаться всем больным в межприступный период при отсутствии противопоказаний. Она не проводится при тяжелой легочно-сердечной недостаточности (пульс более 120/мин, частота дыхательных движений более 25/мин), простудных заболеваниях с повышением температуры тела более 38˚ С.

Влияние ЛФК на организм больного с бронхиальной астмой

ЛФК при бронхиальной астме способствует восстановлению ритма, глубины и частоты дыхания. При этом улучшается вентиляция легких, газообмен в них, нормализуется насыщение крови кислородом. В результате уменьшается выраженность дыхательной недостаточности, улучшается приспособляемость организма к условиям среды.

Дыхательная гимнастика способствует увеличению подвижности грудной клетки. Уменьшается чувствительность к аллергенам и склонность к спазму бронхов. Восстанавливается баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Проведение ЛФК при бронхиальной астме способствует снижению частоты обострений, уменьшению потребности в лекарствах.

Режимы лечебной физкультуры

В комплекс лечебной физической культуры при бронхиальной астме входят общеукрепляющие упражнения, дыхательная, звуковая гимнастика.

Вначале пациент должен освоить так называемое диафрагмальное дыхание. При этом на вдохе диафрагма поднимается, передняя брюшная стенка выпячивается. На выдохе диафрагма опускается, брюшная стенка втягивается. Нужно научиться делать глубокий вдох и длинный выдох.

При проведении звуковой гимнастики пациент на выдохе произносит различные звуки, что вызывает вибрацию голосового аппарата, передающуюся на нижние дыхательные пути. В результате происходит их расслабление, снимается спазм, улучшается очищение от мокроты.

Продолжительность одного занятия составляет 10 – 30 минут. Проводят от 1 до 3 занятий в день.

Программа лечебной физической культуры при бронхиальной астме начинается с курса подготовительных занятий в течение 10 – 14 дней. Затем проводятся ежедневные тренировочные занятия, добавляются ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде.

При астме и бронхите поможет звуковая гимнастика

При выполнении упражнений звуковой гимнастики очень важно правильно дышать: вдох через нос 1-2 сек, пауза - 1 сек, выдох через рот 2-4 сек, пауза 4-6 сек. В любом случае выдох должен быть в 2 раза больше вдоха.

Все звуки следует произносить строго определенным образом. Например, при бронхиальной астме и астматическом бронхите - жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко, энергично, возбуждающе, а при хроническом обструктивном бронхите с выраженной дыхательной недостаточностью те же звуки следует произносить тихо (даже шепотом), мягко, успокаивающе.

До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» - «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой) и с него же начинаются занятия. После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение - «закрытый стон» - «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени, ладонями вниз.

Занятия должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше - на свежем воздухе.

Примерный комплекс звуковой гимнастики

1-е занятие:

Упр.-1. Очистительный выдох. ПФФ - 5-7 раз.

2-е занятие:

Упр.-1. ПФФ - 3 раза.

Упр.-2. Закрытый стон. МММ - 3 раза. ПФФ - 1 раз.

Упр.-3. БРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

3-е занятие:

Упр.-4 ГРРУФ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

4-е занятие:

Упр.-1, Упр.-2, Упр.-3, Упр.-4 - повторить.

Упр.-5 ДРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

5-е занятие:

Упр.-6. РРР - 3 раза и ПФФ - 1 раз.

Упр.-7. БРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

6-е занятие:

Упр.-8 ПРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

Упр.-9 ЖРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

7-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр.-10 КРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

Упр.-11 ТРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

8-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр.-12 ФРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

Упр.-13 ЧРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

9-е занятие:

Повторить все предыдущие упражнения.

Упр.-14 ЦРРУХ (о, а, е, и) - по 1 разу и ПФФ - 1 раз.

Бронхиальная астма является хроническим заболеванием дыхательной системы с приступами удушья. Помимо назначения медикаментов важное значение имеет физиотерапия, оказывающая также лечебное и профилактическое действия. Это в первую очередь лечебная физкультура, цель которой - укрепить тонус дыхательной мускулатуры, способствовать выведению мокроты, улучшить снабжение тканей легких кислородом. Больной должен научиться управлять циклами дыхания и развить мышечную систему с помощью специального комплекса упражнений.

Задачи ЛФК

Физическая реабилитация имеет определенные цели:

  • Укрепление мышечной системы организма общетонизирующими упражнениями.
  • Расслабление дыхательной мускулатуры.
  • Тренировка самостоятельной регуляции дыхательного акта и ритма.
  • Удаление остатков избыточного воздуха в респираторных путях.
  • Увеличение эластичности грудной клетки.

Главными задачами являются уменьшение спазма бронхов и бронхиол, улучшение дыхательного акта, нормализация содержания кислорода в крови и тканях организма.

Показания и противопоказания

Несмотря на эффективность и необходимость физиотерапевтических занятий многим больным, у них имеется ряд противопоказаний.

Показания:

  • Подострый период сопутствующих легочных заболеваний.
  • Выздоровление после пневмонии, плевритов, бронхитов.
  • Период между приступами бронхиальной астмы.

ЛФК не применяется при следующих состояниях:

  • Резко выраженное обострение легочных хронических заболеваний.
  • Острый период патологии бронхов и легких.
  • Легочно-сердечная недостаточность третьей степени.
  • Частые приступы удушья.

Структура программы ЛФК

Курс ЛФК при бронхиальной астме различается по длительности и состоит из подготовительного и тренировочного периодов. Начальной является подготовительная часть, длительность которой составляет два-три дня.

Подготовительный период включает следующие задачи:

  • исследование состояния больного и его функциональных возможностей;
  • изучение больными специальных упражнений для возвращения механизма правильного дыхания.

Занятия ЛФК проводятся по индивидуальной программе. У взрослых ее структура зависит от состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем, тяжести течения основного заболевания, возраста, физических возможностей.

Упражнения по лечебной гимнастике начинаются с ряда исходных положений:

  • приподнимается головной конец кровати, человек ложится на спину;
  • человек садится лицом к спинке стула, сгибает предплечья обеих рук, опирается руками о спинку и кладет на нее подбородок;
  • больной приседает на край стула и откидывается на его спинку.

Начало и завершение тренировки сопровождается легкими массажными процедурами лица, груди, плеч. В упражнениях активно используют дыхание с длинным и медленным выдохом, звуковую гимнастику, тренируют дыхательные экскурсии с помощью диафрагмы, разрабатывают мышечные структуры грудной клетки и плечевого пояса. Занятие длится от пяти до десяти минут (зависит от различных факторов состояния здоровья человека). Темп занятий должен быть медленным. Каждое упражнение повторяется от трех до пяти раз.

В тренировочном периоде стоит ряд задач:

  • Нормализация тонуса центральной нервной системы.
  • Снижение бронхоспазма и бронхиолоспазма.
  • Улучшение вентилирования дыхательных путей.
  • Восстановление ритма полноценного дыхания с приоритетным развитием выдоха.
  • Укрепление вспомогательной дыхательной мускулатуры и улучшение подвижности каркаса грудной клетки и диафрагмальной мышцы.
  • Обучение пациента самостоятельному расслаблению мышц и выполнению тренировок дома.
  • Тренировка пациента регулировать свое дыхание при эпизодах приступов.

В терапии бронхиальной астмы в период между приступами реализуется медицинская программа восстановления - различные способы и виды ЛФК: кинезотерапия, лечебная гимнастика, задания для самостоятельного выполнения, тренировки на тренажерах для дыхания, велоэргометры, дозированные и постепенные прогулки, плавательные процедуры, катание на лыжах, динамичный спорт. Пациент должен делать усилия мышцами во время упражнений в момент выдоха (при поворотах и наклонах туловища, бросании мячей). Обязательно должны делаться перерывы для отдыха и расслабления между повторениями.

Лечебная физкультура детей включает игры с активными движениями и упражнения с мячами больших размеров для гимнастики.

Примеры выполнения упражнений

Упражнения можно выполнять как дома, так и на свежем воздухе, в специальных амбулаторных кабинетах.

  1. 1. Становятся в основную стойку. Вдыхая, плавно поднимают руки от боков. Опуская, делают медленный шипящий выдох.
  2. 2. Стоя на ногах, обнимают себя за область нижних ребер. Делают вдох, немного сжимают грудную клетку, выдыхают с жужжанием.
  3. 3. Прямая стойка, кисти лежат на ребрах, локти отводятся в стороны и назад, одновременно ладонной поверхностью жмут толчками на бока грудной клетки, протяжно произнося букву "О".
  4. 4. Начинают как в предыдущем упражнении, но при отведении плеч делают вдох, на сведении - выдох.
  5. 5. Садятся на стул, руки упирают в бока. Вдох выполняется с поворотом тела в правую сторону и одновременным отведением руки назад. По возвращении в исходное положение продолжительно выдыхают. С левой стороной аналогично.
  6. 6. В положении стоя руки отводят назад и в стороны, вдыхают, затем резко себя обхватывают за верхнюю часть грудной клетки, кистями хлопнув по надлопаточным областям и выдохнув.
  7. 7. Лежат на спине, руки сгибают в локтях и подкладывают под себя. Вдыхая, выгибаются "мостиком", опираясь на затылочную область и локти. На выдохе - возврат в исходное положение.
  8. 8. Начало: лежа на спине, руки по швам. Руки в стороны, вдохнуть, колено одной ноги прижать к груди руками, затем медленно выдохнуть. Со второй ногой так же.
  9. 9. Из положения лежа тянутся корпусом к пальцам ног руками и лбом к коленям, делая вдох. Возвращаясь в исходное положение, выдыхают.
  10. 10. Из той же позиции: со вдохом поднимают выпрямленные ноги под углом сорок пять градусов, на выдохе опускают.
  11. 11. Лежа на спине: обхватывают грудную клетку, на выдохе сжимают ее.
  12. 12. Лежа с согнутыми в коленях ногами. Одну руку положить на грудь, вторую - на живот. Во время вдоха через нос жать на грудную клетку, с выдохом - на переднюю брюшную стенку.
  13. 13. Лечь на живот, руки вытянуть вдоль туловища, ноги выпрямить, поднимая их вверх - вдохнуть, опуская - выдохнуть.
  14. 14. Отжимания руками с упором коленями. При поднятии туловища вверх - вдох, вниз - выдох.
  15. 15. Лежать на животе, одновременно поднимать руки и ноги вверх, вдыхая. Задержавшись в этом положении, медленно выдохнуть.
  16. 16. Пожимать плечами - производить сокращения трапециевидных мышц.
  17. 17. Сводить лопатки вместе, напрячь межлопаточные мышцы, затем расслабить их и выполнить наклон туловища.
  18. 18. Попеременно напрягать и расслаблять мышцы правой и левой руки, мышцы шеи.
  19. 19. Звуковая гимнастика: после вдоха носом на выдохе произносить различные гласные и согласные звуки. В подготовительном периоде: "У", "И", "Е", "О". В тренировочном: "З", "С", "Р", далее добавлять звуки"Ш", "Щ", "Ж". Поначалу выдох производится на протяжении 5 сек, затем постепенно увеличивается до 30. Повторять упражнения 2-3 минуты с паузами в 30 сек, 5-6 раз в день.

Методика выполнения элементов

Средняя длительность лечебно-гимнастических занятий составляет около 20 минут. Выполняются они один раз в день, в умеренном темпе. Необходимое количество повторений поначалу составляет 4-5, увеличиваясь до 8-10. Два раза в сутки пациенты также выполняют сами комплекс индивидуальных упражнений. Астматикам необходима регулярная ходьба с дозированным режимом и удлиненным выдохом. Интенсивность нагрузок следует постепенно увеличивать.

Заметные результаты дают дозированные пробежки. Начинают с бега на месте, бедра поднимают невысоко, с неспешным темпом. Поначалу продолжительность упражнения составляет одну минуту, выполняется три раза в день - утром, за 30 минут до обеда и за 2 часа перед сном. Затем длительность бега увеличивается до 15 минут три раза в неделю, ежедневно прибавляется по 10-15 секунд. Во время пробежки важен правильный ритм дыхания: вдыхать носом, выдыхать в два раза дольше через губы, сложенные трубочкой.

Легкое и среднетяжелое течение заболевания улучшают плавательные процедуры. Они проводятся спустя две-три недели после обострения. Для тренировки вспомогательных для дыхания мышц выдыхать следует в воду, преодолевая ее сопротивление. Рекомендованы подвижные игры с мячом в облегченном варианте продолжительностью от 15 до 60 минут с обязательными паузами. Благодаря им у больных с редкими приступами можно свести их к минимуму. Тренажеры для дыхания помогают выполнять упражнения лежачим больным и тем, кто имеет тяжелые дыхательные нарушения. В качестве тренажеров могут выступать воздушные шарики и специальные надувные устройства. Выдох выполняется медленно.

По мере восстановления детей, болеющих астмой, эффективными и необходимыми являются закаливающие процедуры и систематические гуляния в парках и на улице.

Кроме общепринятых методов физиотерапии дыхания используются волевая ликвидация глубокого дыхания К. П. Бутейко и гимнастика парадоксальной структуры А. Н. Стрельниковой. Первая методика состоит в неглубоком носовом дыхании, задерживая выдох, что улучшает снабжение легких кислородом. Вторая акцентируется на коротком вдохе с большим количеством интенсивных повторений.

По завершении пребывания в стационарном лечебном учреждении больным рекомендовано амбулаторное продолжение курсов лечебной гимнастики с врачебным наблюдением, т. е. в поликлиническом ЛФК-кабинете или диспансере физической культуры с наличием врача.

Лечебная физкультура широко используется как метод коррекции бронхиальной астмы с доказанной эффективностью. Чтобы действие гимнастики было более выраженным, комплекс упражнений ЛФК, назначаемых при бронхиальной астме, рекомендуется выполнять ежедневно и по возможности комбинировать с дыхательными упражнениями и массажем.

Что представляет собой бронхиальная астма

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание бронхов неинфекционной природы, проявляющееся приступами удушья. На развитие патологического процесса влияет большое количество факторов. Это и наследственная предрасположенность, и наличие аллергии, и неблагоприятные экологические факторы.

Основным симптомами астмы являются:

  • Одышка с затрудненным выдохом;
  • Приступы удушья;
  • Сухой или влажный кашель;
  • Легочные хрипы;
  • Чувство заложенности в .

При аллергической форме заболевания данные симптомы появляются после контакта с аллергеном.

Основным отличием от является неинфекционная природа заболевания и обратимость бронхиальной обструкции – перекрытия просвета бронхов за счет отека и закупорки их мокротой. При бронхите процесс медленно прогрессирует, и просвет бронхов постепенно сужается все больше. При астме на фоне острого сужения бронхиального дерева развивается приступ удушья, но после применения специальных бронхорасширяющих препаратов дыхание восстанавливается.

Именно в связи с обратимостью бронхообструкции ЛФК при бронхите и астме несколько различается.

Задачи ЛФК при астме

Грамотный подход к лечению движением помогает значительно улучшить качество жизни астматика, основными задачами лечебной гимнастики при бронхиальной астме служат:

  • Стимуляция кровотока в бронхолегочной системе, улучшение процессов газообмена;
  • Повышение эластичности легочных структур;
  • Тренировка мышц, непосредственно обеспечивающих процесс дыхания;
  • Рефлекторное регулирующее влияние на функционирование дыхательного центра в головном мозге;
  • Повышение устойчивости дыхательной системы к физическим нагрузкам и стрессовым факторам;
  • Увеличение дыхательного объема , за счет чего дыхание становится более эффективным;
  • Уменьшение выраженности одышки за счет расслабления гладких мышц в стенках бронхов;
  • Урежение астматических приступов;
  • Облегчение выведения мокроты;
  • Общеукрепляющее воздействие на организм и стимуляция иммунитета;
  • Улучшение настроения и общего психологического состояния пациента.

Показания и противопоказания

Выполнение лечебной физкультуры показано всем астматикам в межприступный период. Тем не менее, нужно учитывать имеющиеся противопоказания:

  • Острый инфекционный процесс с лихорадкой и общим ухудшением самочувствия;
  • Дыхательная недостаточность III степени (нарастание частоты дыхания до 25 дыхательных движений в минуту);
  • Риск развития кровохарканья, легочного кровотечения;
  • Злокачественные новообразования;
  • Астматический статус (длительно некупируемый приступ удушья);
  • Тяжелые нарушения работы сердца;
  • Появление болей при выполнении основного комплекса упражнений.

Пациент не всегда знает о наличии у него противопоказаний к занятиям, поэтому приступать к тренировкам можно только после консультации пульмонолога или терапевта.

Обратите внимание!

Астматикам запрещено задерживать дыхание на высоте вдоха дольше, чем на 7 секунд, а также выполнять элементы гимнастики, требующие натуживания.

ЛФК при бронхиальной астме у детей

Основная трудность при лечении бронхиальной астмы в детском возрасте заключается в ограниченных возможностях применения медикаментов. Поэтому лечение движением и регуляция дыхания выходят на первый план. Тренировки разрешены малышам с 3-летнего возраста и имеют ограничения, аналогичные взрослым.

Дыхательная и классическая гимнастика для детей при бронхиальной астме должна содержать более простые элементы, которые несложно выполнить, и должна заинтересовать ребенка, чтобы у него был стимул к занятиям. Для этого к процессу желательно привлекать взрослых или других детей. Продолжительность одного занятия ЛФК не должна превышать 20 минут, дыхательной гимнастики – получаса.

Детская гимнастика для нормализации дыхания включает:

  • Дыхание с постепенным удлинением выдоха;
  • Звуковые эффекты при выдохе: свист, шипение, вибрирующие звуки;
  • Задания на кратковременные остановки дыхания после выдоха.

В рамках лечебной физической культуры упражнения при бронхиальной астме для детей включают следующие варианты:

  1. «Ворона». Удобно усевшись на стульчике с вытянутыми по бокам руками, ребенок вытягивает на вдохе выпрямленные ручки через стороны кверху, на выдохе спускает их вниз, выговаривая протяжное «каррр».
  2. «Жук». В аналогичной позиции малыш разводит ручки в стороны, держит их навесу, ноги тоже расставляет максимально широко. Во время вдоха корпус разворачивается в сторону, на выдохе вновь поворачивается прямо, в это время ребенок подражает жужжанию летящего жука: «жжж».
  3. «Гуси». По-прежнему сидя, ребенок помещает пальчики рук к надплечьям. Вдыхая, наклоняет туловище параллельно полу, выдыхая, распрямляется, произнося «гаа» или «гуу».
  4. «Журавль». Встав ровно, малыш опускает ручки вдоль туловища, затем, вдыхая, вытягивает их через стороны кверху, выдыхая, снова опускает, воспроизводя звук «ууррр».
  5. «Аист». Ребенок ставит ступни на ширину плеч, ручки отводит по сторонам. Во время вдоха попеременно подтягивает согнутые ножки кверху, на выдохе ставит на пол, произнося при этом «шшш».

Все задания повторяют по 5 раз.

Это интересно!

Отечественные исследования показали, что после 6-9 месяцев регулярных занятий ЛФК 34% детей с астмой удалось отменить гормональные лекарственные средства, частота заболеваемости вирусными инфекциями снизилась в 3,7 раза, частота приступов бронхиальной обструкции – в 4,3, продолжительность обострений – в 2,4, а нуждаемость в бронхорасширяющих ингаляторах – в 4,7 раза.

Полезное видео — ЛФК при бронхиальной астме для детей

Методы ЛФК при бронхиальной астме

Немедикаментозные терапевтические методики включают массаж, дыхательную физкультуру, гимнастику при бронхиальной астме. Осуществлять их оптимально в следующей последовательности: массаж – дыхательные упражнения – основная физическая тренировка – массаж.

Данные методики являются дополнительными, но не заменяют базисного лечения, назначенного доктором.

Физические упражнения

Физическая активность у астматиков должна включать не только комплекс ЛФК, но и плавание, ходьбу, занятия йогой и другие методы нормализации работы бронхолегочного аппарата.

Длительность, интенсивность и характер физнагрузок определяются для каждого пациента в индивидуальном порядке. Для этого нужно пойти на прием , который подберет соответствующий набор упражнений при бронхиальной астме. Первые несколько занятий лучше провести с инструктором, а потом вы сможете заниматься самостоятельно дома.

Существуют общие правила проведения ЛФК при астме:

  • Тщательно проветрить помещение перед тренировкой, как вариант – заниматься на свежем воздухе;
  • Нагрузку, кратность подходов увеличивают постепенно при условии хорошей переносимости гимнастики;
  • Если во время тренировки вы почувствовали себя плохо: усилилась одышка, сильно возросла частота пульса, появились боли в грудной клетке, – то занятие нужно немедленно прекратить и сообщить врачу об ухудшении;
  • Если астма характеризуется тяжелым течением, то нагрузки должны быть строго дозированными, а перед началом тренировки лучше воспользоваться бронхорасширяющим ингалятором.

Массаж

Массаж желательно делать до и после физических тренировок. При этом воздействуют на мышцы шеи, надплечий, грудной клетки, живота – то есть всех областей, обеспечивающих дыхательные движения. Данная методика уменьшает скованность грудной мускулатуры, облегчает дыхание и стимулирует удаление слизи их бронхов.

Выполнение массажа возможно с использованием следующих приемов:

  • Перкуссия (постукивание);
  • Вибромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Сегментарный массаж;
  • Самомассаж;
  • Постуральный дренаж (выполнение процедуры в положении, при котором улучшается отток мокроты из бронхиального дерева).

Точечный массаж можно применять, если чувствуете приближение приступа, для его профилактики, а также при уже развившемся удушье как вспомогательное средство помощи.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения помогают астматикам научиться контролировать свое дыхание, предотвращать или быстро снимать приступы, нормализовать состояние дыхательной системы в целом. Этот метод более безопасен, чем физические тренировки и практически не имеет ограничений. Вот наиболее безопасные и действенные элементы дыхательной гимнастики:

  1. Размеренно вдыхать и выдыхать воздух в течение 60 секунд, постепенно урежая дыхание и удлиняя выдох.
  2. Набрать полную грудь воздуха, выдыхать как можно дольше, воспроизводя шипящие звуки.
  3. На вдохе стиснуть пальцы в кулаки, выдыхая, поднести их к плечам.
  4. В лежачем положении попеременно подтягивать ноги, согнутые в коленках, к ребрам, на выдохе вновь их распрямляя.
  5. Встать ровно, правую ладошку поместить на брюшной пресс, левую – на грудь. Полминуты тренировать диафрагмальное дыхание: двигаться в такт дыхательным движением должен только живот, ладошка на груди остается неподвижной.
  6. Не спеша втянуть воздух носом, выдыхать быстро и резко, прерывистыми порциями.

Комплекс упражнений

Комплекс упражнений, эффективных при бронхиальной астме, включает задания, выполняемые из разных исходных положений. Количество повторений может варьировать от 5 до 15.

  1. Больной лежит в кровати. Вдыхая, вытягивает одну руку кверху, перпендикулярно к туловищу. На выдохе все мышцы руки расслабляются, и она пассивно падает на кровать.
  2. В аналогичной позиции на выдохе одна нога вытягивается кверху, задерживается там на пять секунд, затем на вдохе спускается обратно.
  3. В сидячем положении, выдыхая, наклоняют туловище поочередно вправо-влево, руки при этом пассивно движутся по бокам. Вдыхая, снова выпрямляются.
  4. В прежней позиции максимально развести ноги в стороны, руки также отвести по разным сторонам. Выдыхая, поворачиваться то вправо, то влево всем корпусом. После 5-секундной задержки вдохнуть и занять прежнее положение.
  5. Больной стоит ровно, кисти на талии, ступни на ширине плеч. На фоне максимального выдоха пытается соединить локти, не убирая ладони с талии.
  6. С опорой на спинку стула выполняется замедленное приседание на выдохе. На вдохе – возвращение к исходной позиции.

Видео — Лечебная физкультура при бронхиальной астме

Упражнения при обострении болезни

ЛФК в период обострения заболевания включает только легкие физические нагрузки, тренировочные элементы можно выполнять только при условии удовлетворительного самочувствия. В среднем допустимо делать от 5 до 10 подходов, вдох всегда должен быть короче выдоха.

  1. Брюшное дыхание в лежачем положении: при вдыхании воздуха живот надувается, при выдыхании втягивается.
  2. Присев на невысокий стульчик, полноценно вдохнуть, разведя руки вправо и влево. В процессе выдоха склониться вниз, прикоснувшись к полу кончиками пальцев.
  3. Из сидячего положения с приведенными к надплечьям руками, протягивать их горизонтально, вдыхая полной грудью.
  4. В прежней позиции перекрестить руки на груди при выдохе. Вдыхая, занять начальное положение.
  5. В сидячем положении сгибать ступни попеременно, то в подошвенном, то в тыльном направлении. На вдохе кисти стискивать в кулаки, на выдохе расслаблять.

Во время занятий ЛФК пациентам с бронхиальной астмой следует соблюдать разумную осторожность, не стремясь выполнить весь набор упражнений на первом же занятии. В этом деле важна размеренность, аккуратность и чуткость к своему состоянию. При соблюдении этих правил существует реальная возможность уменьшить частоту и тяжесть обострений астмы.

В борьбе с бронхиальной астмой многие отдают предпочтение . Однако мало кто знает о том, что это не единственный метод устранения заболевания. Правильное занятие физическими упражнениями позволит в короткие сроки побороть тяжёлую патологию дыхательной системы.

Спорт – надёжный путь к здоровью! Но многие скептически относятся к данной методике лечения , а иногда даже с опаской за ухудшение своего самочувствия. Пришло время разобраться, можно ли заниматься детям и взрослым физической культурой при бронхиальной астме.

Можно ли заниматься спортом

Те, кто вынужден делить свою жизнь с бронхиальной астмой, не понаслышке знают, что активные физические нагрузки вызывают бронхоспазм и приступ удушающего кашля. Именно по этой причине возникает серьёзное опасение к занятиям спорта в качестве лечебной методики. Но учёным удалось доказать , что регулярные тренировки, основанные на правильном выполнении ряда упражнений, помогают не только укрепить ослабленный организм, но и полностью устранить заболевание.

Бронхиальной астме подвержены не только взрослые, но и дети . Маленьким пациентам также разрешены занятия физической культурой, но по особой технологии.

Роль ЛФК

Роль физической культуры в борьбе с бронхиальной астмой неоценима! Грамотно выполняемые упражнения позволяют укрепить мышцы, значительно снизить спазмы в период и адаптировать больного к гипоксии.

Регулярные занятия позволяют не только стабилизировать состояние здоровья больного, но и значительно уменьшить количество медикаментозных препаратов, применяемых для поддержания оптимального состояния здоровья астматика. Также грамотно проводимые занятия позволяют значительно увеличить промежуток времени между приступами и способствуют защите организма от появления .

Лечебная физическая культура для взрослых

Внедрение в работу организма должно сопровождаться соблюдением определённых правил:

  1. Лечебные занятия должны назначаться после консультации со специалистом , это позволит избежать негативных последствий и ухудшения самочувствия. Кроме того, наиболее эффективной станет комплексная терапия – сочетание приёма лекарственных препаратов и выполнения упражнений.
  2. Стремление выздороветь как можно быстрее не должно затмевать здравый рассудок! Важно помнить, что чрезмерно активная нагрузка на организм, пораженный бронхиальной астмой, категорически недопустима! Интенсивность тренировок нужно увеличивать постепенно, медленно и плавно.

    Важно! Если в случае увеличения нагрузки больной отмечает дискомфорт, и появление кашля, необходимо приостановить занятия, после чего вернуться к первоначальному этапу тренировок.

  3. Во время занятий крайне важно следить за дыханием. Оно должно быть ритмичным, ровным. Также необходимо позаботиться о том, чтобы рядом был лечебный ингалятор.
  4. При занятиях нужно позаботиться о том, чтобы в помещении была хорошая вентиляция и увлажнённость. При недостаточной влажности воздуха возможны резкие приступы спазмов бронхов.

Ознакомившись с основными правилами, можно приступать к выбору вида сорта для занятий. Преимущество лечебной физической культуры – в широком выборе разрешённых видов спорта. Можно отдать предпочтение плаванию или аквааэробике, футболу или теннису, восточным единоборствам или танцам. По мнению врачей, идеальным вариантом занятий при бронхиальной астме является дыхательная гимнастика.

Лечебная физическая культура для детей

Бронхиальная астма у детей протекает несколько по иному, чем у взрослых. Например, приступы удушающего кашля у маленьких пациентов отмечаются намного реже.

Для малышей, больных бронхиальной астмой, оптимальной является дыхательная гимнастика. Наиболее эффективной признана методика Стрельниковой , к тому же выполнять упражнения довольно просто. Возможны лечебные упражнения, которые не только стимулируют малыша к выздоровлению и активному образу жизни, но и в целом значительно улучшают его самочувствие.

Важно! Помнить, что лечебные упражнения и дыхательная гимнастика разрешены в качестве комплексного лечения только детям с трёхлетнего возраста!

Ребёнку, который болеет бронхиальной астмой, будут полезны такие спортивные нагрузки, как долгие прогулки на свежем воздухе (туристические походы не только улучшат дыхательную систему малыша, но и вызовут у него неподдельный интерес), футбол, катание на коньках и роликах.

Комплекс упражнений ЛФК

В таблице представлены эффективные упражнения, предназначенные для больных бронхиальной астмой (взрослой возрастной группы).

Исходная позиция Методика выполнения упражнений Количество повторений
Сидя на ровной поверхности (на кровати или на табуретке). Руки развести в стороны, ритмично сгибать и разгибать их в локтях. Упражнение повторить не менее восьми раз.
Стоя, спина ровная, руки поднять и убрать за голову. Наклонять корпус поочерёдно влево, вправо, назад и вперёд. Сделать не менее шести подходов.
В позиции стоя, руками необходимо опереться на стол. Выполнять дыхательное упражнение – делать глубокий вдох, на выдохе произносить протяжную букву «ж». Повторить не менее шести раз.
В позиции стоя, руки опущены. На глубоком вдохе – руки в стороны, после чего на выдохе вернуть руки в исходную позицию. Выполнить упражнение пяти-шесть раз.
Стоя. Руки опущены вниз, в руках держать небольшой мяч. При вдохе возвести руки на головой, на выдохе опустить их в начальное положение. Упражнение с мячом повторить восемь раз.
Стоя, руки свободны. При вдохе плавно развести руки в разные стороны строго под углом 45 градусов, при выдохе руки опустить. Повторить шесть-семь раз.
Стоя, спина ровная, руки расслаблены. В течение минуты выполнять ходьбу на месте. Повторить восемь раз, то есть данное упражнение должно занять не более восьми минут.

Комплекс лечебных упражнений и медикаментозной терапии дадут высокоэффективный результат.

Важно! Помнить, что представленная методика является лишь ознакомительной. Выполнять её можно только после консультации с лечащим врачом!

ЛФК при бронхиальной астме у детей

В первую очередь стоит обратить внимание на дыхательную гимнастику . Выполняется она довольно просто и не вызовет у ребёнка никаких трудностей в исполнении.

  1. Гласные буквы, произнесённые на выдохе, улучшают работу дыхательной системы. Необходимо на выдохе протяжно произносить буквы «и», «а», «о», «у».
  2. Согласные буквы, произнесённые на выдохе, действуют более агрессивно, и благодаря вибрации, оказываемой на верхние дыхательные пути, провоцируют более . На выдохе необходимо произносить такие буквы, как «р», «з», «г», «д».

Что касается лечебных физических упражнений, но их выполнение также не вызовет трудностей с выполнением у детей. Стоит отметить, что длительность занятия не должна превышать 15 минут!

К основным лечебным упражнениям относятся:

  1. Ребёнок садится на стул, руки свободно опущены вниз. На вдохе руки поднимаются над головой, затем на выдохе нужно вернуться в исходную позицию. Повторить пять раз.
  2. Ребёнок сидит на стуле, кисти рук кладёт на плечи. На вдохе необходимо наклониться вперёд, на выдохе вернуться в начальную позицию. Повторить пять раз.
  3. Ребёнок сидит на стуле, ножки расставлены максимально широко друг от друга. Руки расставлены в разные стороны (на уровне груди). На вдохе нужно повернуть корпус направо, на выдохе вернуться в исходное положение. Затем на вдохе повернуть корпус налево, на выдохе вернуться в начальную позицию. Повторить упражнение в каждую сторону по пять раз.
  4. Ребёнок находится в положении стоя, ножки вместе, руки свободно опущены вниз. На вдохе руки поднимаются в стороны, на выдохе опускаются вниз. Повторить пять раз.
  5. В позиции стоя, руки расставить в стороны. На вдохе необходимо приподнять правую ногу и согнуть в колене, на выдохе опустить ногу (выполнить 5 раз). Повторить упражнение с левой ногой.

Весьма несложная лечебная гимнастика, которая поможет ребёнку почувствовать себя значительно лучше.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основные задачи лечебной физической культуры в борьбе с бронхиальной астмой выглядят следующим образом:

  • прежде всего задача состоит в том, чтобы обучить больного бронхиальной астмой правильному дыханию во время бронхоспазма и приступов удушья;
  • благодаря регулярной тренировке значительно уменьшаются спазмы дыхательных мышц;
  • немаловажным является улучшение общего самочувствия больного, повышение энергетического тонуса организма;
  • лечебная гимнастика помогает активному выведению мокроты;
  • лечебная физическая культура благотворно влияет на нормализацию психоэмоционального состояния больного и устранение нервного возбуждения, а следовательно – помогает снизить дыхательный процесс.

Регулярные тренировки помогают повысить подвижность грудной клетки и улучшают работу мышц , а также отлично стимулируют аэробную функцию.

Противопоказания лечебной физической культурой при бронхиальной астме

И все же, несмотря на неоценимую помощь физической культуры, есть ряд ограничений , при которых стоит воздержаться от данной лечебной методики воздействия на организм астматика. К абсолютным противопоказаниям относятся:

  • лихорадочное состояние, высокая температура;
  • нарушение работы сердечно-сосудистой системы;
  • наличие онкологических патологий злокачественной формы (локализующихся преимущественно в бронхо-легочной системе);
  • внутреннее кровотечение и опасность его возникновения;
  • ухудшение самочувствия, сильный дискомфорт и возникновение болевого синдрома при любых (даже минимальных) нагрузках.

Кроме того, лечебную гимнастику запрещено выполнять при общем тяжёлом состоянии больного.

Важно! Во избежание ухудшения самочувствия, перед началом тренировок необходимо проконсультироваться с лечащим врачом!

Итак, лечебный комплекс упражнений при бронхиальной астме выполнять не только можно, но и нужно. Главное – выполнять их правильно и прислушиваться к своему самочувствию. При возникновении любых недомоганий необходимо временно прекратить выполнение упражнений и сообщить лечащему врачу о возникших ухудшениях в состоянии здоровья. Также важно помнить , что максимально эффективного результата можно достичь только в комплексном лечении. Поэтому о приёме лекарственных препаратов забывать не стоит.

Главное правило – любое внедрение в работу организма должно сопровождаться рекомендацией врача. Только опытный специалист сможет грамотно составить курс лечения, исходя из индивидуальных особенностей организма астматика.