Дворовые энциклопедия нашего детства. Игра с мячом "штандер - стоп" Игра с мячом штандер правила игры

Попасть мячом в игрока (или, в другом варианте, дойти до игрока с помощью специальных шагов).

Дополнительные рекомендации к игре: для игры понадобится мячик. Играть можно в компании от трёх человек и больше. Лучше играть на улице или в спортзале. Подойдёт эта игра для дошкольников от шести лет и учеников младших классов. Способствует развитию координации и глазомера у детей.

Правила игры

Вариант 1:

  1. С помощью считалочки выбирается водящий. Все остальные игроки встают круг, центр которого обозначается мелом (расстояние от него до игроков - один-два шага). Водящий встает в центр круга с мячом.
  2. Водящий подкидывает мячик как можно выше и называет имя любого игрока. Тот должен попытаться поймать мяч. Если это получилось, игрок меняется с водящим местами.
  3. Если игрок не сумел поймать мяч и тот упал, то как только он касается земли, все игроки разбегаются в разные стороны. Игрок должен поднять упавший мячик и крикнуть "Штандер!" или "Стоп!", после чего все игроки застывают на месте.
  4. Игрок с мячом идёт в центр круга, оттуда он должен бросить мячик и попасть в любого из стоящих. Если это получилось, осаленный мячом игрок становится новым водящим, если нет - водит снова.

Вариант 2 (с шагами):

Пункты 1-3 - как в первом варианте.

  • Игрок с мячом идёт в центр круга, выбирает одного из стоящих и пытается угадать, сколько шагов ему нужно сделать, чтобы суметь осалить выбранного игрока.

Виды шагов:

  • Гигантские шаги (надо шагать так далеко, как только это возможно)
  • Обычные шаги
  • Лилипутские шаги (маленький шаг: пятка одной ноги ставится вплотную к носку другой)
  • верблюжьи шаги (шагающий игрок сначала плюет, а потом шагает на то место, куда плюнул)
  • зонтик (шагая, игрок кружится вокруг себя на 360 градусов)
  • муравьиные шаги (шагать надо на носочках, при этом одна нога ставится прямо перед другой)
  • утиные шаги (шаги "утиным" шагом - на четвереньках)
  • лягушка (прыжки из положения сидя)

Обычно набирается несколько вариантов шагов. Например: "До Маши 2 гигантских шага, 3 обычных, 2 верблюжьих и 1 зонтик".

  • Объявив количество шагов, игрок начинает выполнять их, остальные контролируют правильность выполнения.
  • Когда все шаги пройдены, водящий пытается коснутся рукой игрока, до которого он шагает. Водящий может наклоняться вперед, говоря при этом "Можно и березкой гнуться, лишь бы только дотянуться". Если коснуться получилось, игрок становится новым водящим, если нет, водящий остается прежний.

Примечание

существует несколько названий игры: "Штандер", "Хали-Холо", "Стоп-Коли-Кола".

Для игры в штендер нужна компания ребят и обычный мячик, который ребятне будет удобно ловить. Интереснее, если в игре принимают участие больше 5 человек. Игры с мячом вообще достаточно популярны.
В “штандере” один становится водой (водящим), он встает в центре, остальные играющие размещаются вокруг него.

2 шаг

Водящий подбрасывает мяч вверх, и произносит имя одного из игроков. Все играющие разбегаются в разные стороны. Названный товарищ по игре должен поймать мячик, а дальше у него есть два варианта развития игры. Он должен сориентироваться и, либо выкрикнуть “штандер!”, при этом все должны замереть на месте, и бросить мяч в любого игрока, чтобы его осалить, либо поступить как водящий, выкрикнуть имя следующего и бросить мячик.
Причем, после выкрикивания “штандер!”, убегающий игрок не может сходить с места, но имеет право уклонятся от меча, приседать, подпрыгивать.

3 шаг

Штрафные очки начисляются:
– названному игроку за не пойманный мяч,
– бросающему игроку, когда брошенный им мяч не попал в одного игрока из стоящих вокруг (если мяч осалил двух игроков, одно штрафное очко снимается),
– осаленному мячом игроку,
– игроку, который после команды “штандер!” не замирает на месте.
После начисления 3 (5) штрафных очков, игрок выбывает из соревнования.

Вот такая игра штандер способствующая развитию скорости реакции и ловкости, а также развивающая двигательную логику.

Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок Шульман Татьяна

Штандер-стоп

Штандер-стоп

Игра наших отцов и старших братьев, а может быть, и бабушек-дедушек. Правила простые: один из игроков (водящий) как можно выше подбрасывает мяч. Пока он летит, остальные участники разбегаются. Как только мяч пойман, водящий кричит: «Штандер-стоп!» По этому сигналу все должны остановиться. Затем водящий должен назвать количество шагов до того или иного игрока и подойти к нему на указанное расстояние (понятно, что чем точнее он это сделает, тем лучше). После этого водящий бросает мяч в игрока. Если бросок неудачный, либо игрок уворачивается (или ловит мяч), пока водящий возвращает себе мяч, остальные снова разбегаются. Если бросок удачен, игрок, в которого попали, становится водящим.

Разные компании играли в эту игру по-разному. Существовали различные разновидности шагов («великанские», «лилипутские», «марш», «петушки» и проч.). Свою систему вы можете придумать сами. Иногда целью игры для участников был «домик», укрывшись в котором игрок обретал безопасность, а заодно и победу.

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Встроенный стоп-сигнал Дети-интроверты от природы склонны подавлять свои внутренние импульсы и оценивать последствия своих поступков. Они в меньшей степени склонны к таким видам деструктивного поведения, как быстрая езда, воровство в магазинах или иные противоправные

Из книги Чего хочет ваш малыш? автора Блау Мелинда

Почему «Стоп»? Когда ребенок плачет, ваша естественная реакция – броситься на помощь. Вы уверены, что малыш страдает. Хуже того, многим кажется, что если младенец плачет, это плохо. «С» в СПОКойно призывает вас подавить эти чувства и, вместо того чтобы сразу реагировать,

Из книги Буду мамой! Все о беременности и первом годе жизни малыша. 1000 ответов на 1000 главных вопросов автора Сосорева Елена Петровна

Упражнения для стоп Во время беременности свод стопы испытывает дополнительную нагрузку в связи с тем, что возрастает ваш вес и изменяется привычное положение центра тяжести. Частым следствием этих изменений является развитие плоскостопия. Для его профилактики и нужно

Из книги Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок автора Шульман Татьяна

Стоп, машина! На асфальте чертят мелом прямую линию.Игроки выстраиваются вдоль линии, а водящий становится как можно дальше от игроков, спиной к ним.По сигналу водящего (например, «Поехали!») игроки начинают движение вперед.Задача игроков – добежать до водящего и

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Стоп! Хватит Неужели это правда? Бывает и так. Конечно, не всегда. Говорить о вреде раннего развития было бы большой ошибкой, но все хорошее должно быть в меру. Только родители, идеально зная и чувствуя своего ребенка, могут определить эту меру. Замечали ли вы когда-нибудь,

«За стеклянными дверями
Стоит Мишка с пирогами.
-Здравствуй, Мишенька, дружок!
Сколько стоит пирожок?
-Пирожок не продается,
А водить тебе придется!»

Эту игру в нашем дворе очень любили. И заводилой, конечно, была Лариска -

С удивлением узнала, что так играли только у нас.

Для игры нужен мяч и не менее 4 игроков.

Игроки становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга.

Водящий берет мяч и начинает подбрасывать его над головой со словами:

«Штандер – вандер!» - так он может делать 3-5 раз, желая усыпить бдительность игроков, а затем неожиданно называет имя игрока:

«Штандер – вандер – Вика (Оля, Лена и так далее)!» - и бросает мяч вверх.

В тот же миг все прочие игроки разбегаются в разные стороны, а названный игрок должен поймать мяч. Если мяч отскочил или укатился далеко, его следует догнать и поднять.

Как только мяч пойман, поймавший игрок кричит: «Штандер-вандер - СТОП!» - и все замирают на своих местах.

Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом.

Чем ближе игроки, тем легче эта задача. Но если всем удалось далеко убежать, в игре срабатывает правило «Трех Шагов».

Игрок с мячом сообщает прочим игрокам, сколько и каких шагов ему понадобится для того, чтобы достать выбранного игрока.

Варианты были такие:

Слоновые шаги (от слова «слон») – человек отмерял шаг своим ростом, для этого разрешалось лечь на землю и вытянутся во весь рост.

Солдатские шаги – максимально возможный шаг.

Человеческие шаги - обычные шаги.

Лилипутские шаги - когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой.

Муравьиные шаги - на носочках делают маленькие шажки буквально на 5 см.

Утиные шаги - шаги вприсядку.

Лягушиные шаги – нужно было присесть на корточки и прыгнуть как можно дальше.

Кенгуриные шаги – опять же прыжки в длину, но из обычного положения.

Верблюжьи шаги - нужно было шагать туда, куда доплюнул.

Балетные шаги – нужно было сделать танцевальное па, обернувшись вокруг своей оси.

Например, игрок с мячом на глаз оценивал расстояние до выбранного игрока и сообщал:

Два кенгуриных шага.

После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и должен кинуть мяч в сторону загаданного игрока. Если игрок мяч поймал или увернулся, водящий снова подкидывает мяч вверх и все повторяется сначала.

Если попал и «осалил», то игрок становится водящим.

Надо уточнить, что ребята выбирали того игрока, кто находится ближе всех. Но!

Лариска Королецкая в таких случаях никогда не искала легких путей. Она выбирала того, кто убежал дальше всех, и пыталась его достать. Скажем, она могла огласить:

Два слоновых шага и один верблюжий! – и подбиралась к своей жертве в плотную.

Самым занимательным было подловить игроков в самом начале, для этого все мы всячески склоняли и меняли волшебные слова:

«Штандер-вандер - завлекандер! Штандер-вандер-Отвлекандер! Штандер-вандер – запекандер!» и т.д.

Там же, тогда же…


ШТАНДЕР

Это была одна из любимых довоенных игр ленинградских ребят, да и не только ленинградских, думаю. Игра эта очень старая, в нее играли еще в прошлом веке.
Все, что нужно для игры, - это небольшой резиновый мячик, можно теннисный. А если его нет, можете на скорую руку смастерить тряпочный, тоже сойдет. В конце описания игры я расскажу вам, как его сделать.
Играть в штандер нужно на улице, под открытым небом, или в большом спортивном зале; количество играющих - не меньше шести, но и не больше двадцати человек. Играют мальчики и девочки вместе, возраст не имеет значения. Но если ребята еще плохо знают друг друга, то перед игрой надо рассчитаться по номерам и запомнить их.
Все играющие становятся в круг на расстоянии шага, а кто-то один берет мячик и становится в середину, которую надо как-нибудь обозначить, ну, например, положить камушек. Затем он бросает мяч высоко вверх и громко называет имя или номер кого-то из игроков, который тотчас выбегает в центр, чтобы поймать мяч. А бросавший бежит на его место. Бросать надо повыше и точно вверх, чтобы мячик падал в пределах круга игроков. Если он упадет за кругом, придется перебросить снова.
Вот написал эти слова, и вспомнилось что-то похожее и очень далекое... Бывало, выйдешь на улицу с конфетами, чтобы угостить ребят, и видишь, что на всех не хватит. Тогда соберешь потихоньку в кармане конфеты в горсть, неожиданно кинешь их вверх и крикнешь: «На шара!» Кому досталось, кому нет - всем весело и никому не обидно.
Но вернемся к игре.
Тот, кого назвали, должен постараться поймать брошенный мячик. Если поймает - хорошо, значит, ему не придется водить, и он имеет право встать в центр и снова под-бросить мячик кверху, опять называя имя того, кто должен этот мячик ловить. Так может продолжаться несколько раз, пока кто-то из выкликнутых не оплошает.
А когда поймать мячик не удалось и он упал на землю, то все игроки бросаются врассыпную, а ловивший старается как можно быстрее схватить мячик с земли, прибежать с ним в центр и тут же крикнуть: «Штандер!» После этого все убегавшие игроки обязаны сразу же остановиться.
Теперь водящему нужно постараться попасть в кого-нибудь мячом. Если попадет, то все опять разбегаются подальше от того, в кого попал мячик, а тот, подняв его с земли, сам кричит «Штандер!» и бросает мячик в ближайшего игрока. Впрочем, совсем не обяза-тельно бросать в ближайшего, бросайте, в кого хотите, просто в ближайшего легче попасть.
Так игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не промажет. За это ему полагается одно штрафное очко, и он должен сбегать за мячом и начать игру сначала, с центра, как говорят в футболе. Все становятся опять в кружок, а он подбрасывает мячик и выкликает очередное имя.
Каждый, кто за игру промахнулся три раза и тем самым получил три штрафных очка, должен подбросить мячик в последний раз и выйти из игры. А остальные продолжают играть.
Игра идет навылет, то есть до тех пор, пока останутся последние четыре игрока. Они и считаются выигравшими. Вчетвером или втроем играть уже трудно и не так интересно.
Но когда в игре с самого начала участвуют меньше десяти человек, то можно играть до четырех или даже до пяти штрафных очков, чтобы игра не кончилась слишком быстро. Это вы решайте сами, учитывая количество играющих и то время, которым вы располагаете.
Это я написал о порядке игры вкратце, чтобы вам была понятна ее суть. А теперь расскажу подробнее о правилах и некоторых хитростях этой игры.
Правила здесь такие.
Первое. Выкликать чье-то имя следует до того, как мячик брошен в воздух. Но, конечно, и задолго до броска не следует его называть, чтобы все не разбежались раньше времени. Поэтому лучше всего это делать в самый момент взмаха рукой с мячом.
Второе. Кричать «Штандер!» можно только после того, как мячик поднят с земли и игрок с ним встал в центре. А чтобы игроки не успели разбежаться далеко, надо быть по-проворнее и постараться схватить мячик сразу, как только он подпрыгнул от земли и не успел далеко укатиться. Но после того как водящий скомандовал «штандер!», он и сам не имеет права сдвигаться с места. Он может только поворачиваться в разные стороны, выбирая, кого ему лучше запятнать мячом.
Третье правило. Услышав «Штандер!», все, кто убегал, должны немедленно замереть на месте и так стоять до тех пор, пока брошенный мячик не попадет в кого-нибудь (тогда все остальные разбегаются) или не случится промах, после чего всем надо идти в центр. Но если кто-то после команды не удержался и пробежал еще несколько шагов, то он должен без споров возвратиться на то место, где его застала команда.
Четвертое. Игрок, который видит, что его собираются запятнать, имеет право всячески увертываться от летящего мячика - нагибаться, приседать и даже подпрыгивать, только сходить со своего места ему нельзя. Еще одно, что ему дозволяется, - это повернуться боком или спиной к бросающему мячик, но тут будет труднее уследить за отскочившим мячом и понадобится лишнее время, чтобы его поднять.

Но высшим классом игры у нас считалось, когда игрок вместо того, чтобы увертываться, бесстрашно сам ловит мячик, а затем кричит «штандер!» и тут же пятнает кого-нибудь. Хочу вас предупредить, что это следует пытаться делать только тогда, когда водящий пятнает вас с не очень близкого расстояния и мячик брошен не очень сильно. Кроме того, надо чтобы у вас на примете был близко стоящий игрок, которого вы сразу смогли бы запятнать. В противном случае лучше не рисковать, а просто постараться увернуться.
Пятое. Может случиться так, что все успели убежать так далеко, что наверняка попасть в них мячом будет трудно. В этом случае водящий может «передать руку» другому. Что это значит? Например, он видит, что два игрока стоят почти рядом, тогда он спрашивает ближайшего из них: «Витька, берешь руку?» Витька отвечает: «Беру!» Тогда водящий перебрасывает ему мячик по воздуху, тот сразу кричит «штандер!» и пятнает, рядом стоя-щего. Но Витьке надо иметь в виду, что во время полета мяча все имеют право разбегаться, в том числе и его сосед может отбежать подальше.
Так почему же все-таки Витька «взял руку», рискуя потом промахнуться и заработать штрафное очко? А вот почему. Он стоял ближе всех к водящему и опасался, что тот запятнает его. И покуда он будет подбирать отскочивший от него мячик, все убегут еще дальше. А если ему перебрасывают мячик прямо в руки, то тут убежать соседу далеко не удается. В общем, здесь приходится подумать и водящему, и Витьке и быстро решить, как для каждого из них лучше: первому - отдавать ли руку, а второму - брать ли ее?
И наконец, последнее, шестое правило.
Если водящий, который передал руку, так неточно бросит мячик, что
Витька не будет иметь возможности его поймать, не сходя с места, и мячик упадет на землю, то водящему засчитывается штрафное очко. Но все равно водящему почти всегда выгоднее отдавать руку ближайшему игроку, даже если тот стоит довольно далеко. Хотя бы потому, что берущий руку уже не старается увернуться от мяча, а ловит его и тем самым помогает водящему избавиться от мяча.
Ну а теперь вернемся опять к началу игры и поговорим о том, что же делают игроки во время подбрасывания кверху мяча?
Вы уже знаете, что как только мячик подброшен и названо имя того, кто должен его ловить, все остальные бросаются врассыпную, стараясь убежать подальше. Но не все так просто. Дело в том, что каждому из игроков надо очень быстро сообразить - бежать или не бежать?
Вроде бы надо бежать, и подальше, спасаться от попадания мячом, а в то же время и нельзя убегать - вдруг мячик будет пойман на лету, тут же подброшен и названо твое имя? Обычно так и бывает - поймавший мячик опять быстро бросает его кверху и называет имя того, кто убежал дальше всех. Пока тот прибежит к давно упавшему мячу, все разбегутся так далеко, что немудрено и промахнуться.
Тут лучше всего не убегать сразу, а следить за полетом мяча. Если вы видите, что мячик наверняка будет пойман, то стойте на месте. А если увидите, что мячик поймать уже не удается - сразу убегайте!
В общем, вы сами чувствуете - в этой игре очень важны не только меткость или ловкость при увертывании от мяча, но также и сообразительность, и быстрота реакции.
Только одного не нужно - излишней, мягко выражаясь, боязливости. Поясню, что я имею в виду.

Как вы заметили, здесь не устанавливается какого-то определенного места для игры - убегай куда хочешь. Поэтому случается, что некоторые игроки убегают на такое расстояние, что до них и мячика не докинешь. Признаюсь, что со мной тоже такое было. Бежишь и ждешь, что вот-вот за спиной раздастся «штандер!». Наконец, водящий ухватил-таки мячик и остановил твое бегство. Повернешься, глянешь - все уже давно стоят, а ты дальше всех убежал. И оказался как бы вне игры. Даже неудобно как-то... Ведь штандер - не пятнашки, тут никто за тобой не гонится. Потом я отучился от этой привычки, и сразу самому интересней играть стало.
Ну а теперь несколько практических советов.
Убегайте шагов на пятнадцать- двадцать, не дальше, это уже достаточно безопасно. И попасть нелегко, и увернуться от броска можно - видно, как летит мячик.
Если вам понадобится попасть в дальнего игрока, то бросайте посильнее и «с навесом», то есть немного вверх, чтобы мячик, описав дугу, долетел куда надо, а не упал раньше.
Когда игроки не успели еще далеко убежать, то тут проще - делайте сильный и быстрый бросок прямо в игрока (только не в лицо! - туловище шире головы, легче попасть).
На расстоянии шагов до десяти можно пятнать и с отскока - изо всех сил бросьте мяч перед игроком с таким расчетом, чтобы мячик после отскока попал в цель. Особенно метко это удается на полу или на асфальте. Кроме того, игроку, не ожидавшему такого хитрого броска, труднее избежать попадания. Понятно, что, играя на траве или мягкой земле, а также тряпочным мячиком, лучше целиться прямо в игрока.
Теперь, как и обещал, расскажу о тряпочном мячике.
Поглядел я как-то на теннисный мячик и заметил, что его белая оболочка очень ладно составляется из двух одинаковых частей. Вот я и подумал: а что, если самому попро-бовать сшить такую оболочку и набить чем-нибудь? Ведь в старые времена ребята играли тряпочными мячами. Снял размеры, выкроил, сшил, набил - и за три часа работы получился неплохой мячик!
Для тех, кто захочет воспользоваться моим опытом, описываю, как его делать.
Вырежьте из картона выкройку по форме и размерам, приведенным на рисунке.
Найдите кусок любой ткани поплотнее и потолще, желательно шерстяной, наложите на нее выкройку, обведите цветным карандашом или мелом и вырежьте две заготовки.
Наложите конец одной заготовки на середину другой в виде буквы Т и начинайте сшивать в одну сторону. Нитки должны быть толстые, а стежки маленькие и частые. Это шитье оказалось весьма долгим и кропотливым делом, поэтому расскажу подробнее.
Одна из заготовок должна при сшивании заходить на другую миллиметра на четыре. Прошивайте обе заготовки насквозь. Постепенно эта штукенция у вас начнет выгибаться и принимать форму угловатого мячика. Когда останутся незашитыми сантиметров пять, нитку с иголкой не обрывайте, пусть пока болтается.
Набивать мячик лучше всего шерстью, перьями из подушки или старыми шерстяными нитками. Но можно и тряпками или, как я, ватой. Набивайте плотнее и равномерно, чтобы не было комков.
Зашейте мячик до конца. А для пущей крепости советую готовый мячик еще раз прошить.
Теперь о том, что у меня получилось и что у вас получится. Мячик вышел круглый, несколько кривоватый и размером побольше, чем теннисный (видимо, сукно растянулось при набивке), а весом меньше. И от пола отскакивает хуже. Но и таким мячиком хорошо играть в штандер, особенно ребятам помладше: когда попадет, ни капельки не больно.
Ну, а напоследок хочу отметить еще такое немаловажное обстоятельство. Чтобы поиграть, например, в футбол или хоккей, вам нужно пойти куда-то, где есть специальное поле и устроены ворота. А в штандер можно играть где угодно, хоть прямо под своими окнами. Ни формы не надо, ни судей, ни тренировок.
Нужен только мячик.
К тому же это будет неплохая практика для лапты.
Думаю, что не стоит вас уговаривать, - игра так и просится на ваш двор!
Материал скопирован с сайта.