Снятие переправы. Конспект занятия для школьников «Техника навесной переправы через реку. Меры обеспечения безопасности. Основные узлы Веревочная переправа

Это наиболее технически сложный и специфический для пешеходных соревнований этап. Основной его элемент - быстрое и надежное натяжение веревки с учетом возможности снятия ее с другого берега. Оборудование этапа для соревнований и тренировки с соблюдением правил техники безопасности описано в главе "Дистанции и этапы соревнований". Как правило, движение по веревке осваивается командой достаточно быстро и хорошо. Ниже приведены технические приемы натяжения и крепления веревки. Абсолютное большинство команд для крепления веревки после натяжения использует простейшее и надежное простегивание карабина (закрепленного на основной веревке, обернутой вокруг дерева, столба или другой опоры) в эту же веревку, являющуюся рабочей веревкой навесной переправы.

Другой способ крепления веревки - с помощью глухого карабина, делая удавку с тремя шлагами и контрольным узлом, - предложен на IV Всесоюзном слете ленинградскими туристами. Существует три способа натяжения переправы: с одним блоком (рис. 12, а), с двумя блоками (рис. 12, б и в), с заранее подготовленным полиспастом (рис. 12, г). Варианты отличаются один от другого величиной усилия, необходимого для натяжения, и выбор их зависит от условий проведения соревнований. Так, если в натяжении веревки вынуждена принимать участие вся команда, длина переправы невелика (до 30 м) и имеется ровная площадка для работы, следует выбрать вариант с одним блоком. Если же из тактических соображении переправу должны натягивать всего 2 человека или переправа очень большой длины, то нужно использовать заранее подготовленный полиспаст. Желательно, чтобы схватывающий узел на рабочей веревке располагался на расстоянии, позволяющем произвести натяжение за один прием, без его передвижки. Это расстояние определяется экспериментально для используемых веревок, и, конечно, в зависимости от длины переправы. Для первоначальной прикидки его можно принять равным 1,5-3 м. Во всех вариантах натягивание производится специальной (дополнительно) веревкой, что позволяет ускорить закрепление рабочей веревки после натяжения, так как закрепляемая часть ее свободна.

Рис. 12. Натяжение веревки навесной переправы: а - одним блоком: I этап - натяжение; II этап - закрепление; III этап - снятие; б-в - двумя блоками; г - полиспастом; 1 - веревка навесной переправы; 2 - веревка натяжения; 3 - схватывающий узел; 4 - веревка для снятия переправы; 5 - карабин; 6 - блок; 7 - полиспаст

Существуют и другие способы натяжения, от самого простого, выполняемого под команды "Эй, ухнем!" и "Заводи вокруг!", до выполнявшегося в упомянутой выше ленинградской команде одним человеком и носящего название "дерево - нога". Переправившийся на другой берег Участник, захватив веревку, упирается согнутой ногой в дерево, затем, распрямляя ногу и откидывая тело, натягивает веревку и на другой ноге прыгает вокруг дерева, огибая его веревкой, а затем пристегивая карабин. Этот способ натяжения, весьма экономный по времени, требует, однако, специальных тренировок и может быть применен в ограниченных случаях - на небольших переправах, при значительном угле наклона и большом расстоянии от рабочей веревки до воды (или веревки, условно обозначающей поверхность воды).

Вообще, сила натяжения веревки должна быть оптимальной - слишком сильное натяжение требует дополнительного времени и может привести к обрыву веревки, а слабое вызовет множество штрафов да к тому же увеличит время переправы. Чувство необходимой силы натяжения появляется только с опытом, накопленным на большом количестве переправ.

Целесообразно как можно выше в пределах отведенной зоны крепить рабочую веревку, а если она слабо натянута, поддерживать ее плечом (руками) на одном или на двух берегах, чтобы исключить касание участником воды.

С другого берега рабочую веревку в большинстве случаев снимают транспортировочной, которую последний переправляющийся должен вщелкнуть в крепежный карабин на рабочей веревке. Подтягивая карабин, он как бы протягивает через него рабочую веревку. До начала натягивания карабина транспортировочной веревкой, естественно, надо снять крепление рабочей веревки на берегу, где теперь находится команда. Как правило, здесь применяется простейший узел или крепление, аналогичное креплению на исходном берегу, - защелкивание карабина на рабочей веревке, обернутой вокруг дерева, в ту же веревку навесной переправы. Поэтому для снятия карабина следует подтянуть веревку навесной переправы. Если натяжение переправы ослабло или команда не имеет права уходить дальше на дистанцию до снятия переправы, то, прикрепив к рабочей веревке навесной переправы дополнительную с помощью схватывающего узла, вся команда тянет за дополнительную веревку и снимает крепление. Возможно применение блочков или полиспастов для подтягивания рабочей веревки переправы, чтобы ослабить натяжение в месте крепления.

Необходимо обращать внимание на петлю самостраховки для крепления к судейской страховке - на соревнованиях эта петля в середине рабочей веревки, где максимален прогиб, часто начинает тормозить передвижение. Для обвязки обычно используют системы, приведенные в разделе "Снаряжение", однако можно ограничиться поясами Абалакова или грудной обвязкой и беседкой. Обязательное требование при этом - блокировка обвязки и беседки, ибо при неудачных действиях участника во время пристегивания (отстегивания) или движения он может зависнуть или вывалиться из одинарного, несблокированного крепления. Передвижение возможно на одном или двух карабинах, однако мы рекомендуем пользоваться двумя карабинами, закрепленными на системе: это повышает безопасность при движении. Карабины могут быть оборудованы специальными блоками с приспособлением, не позволяющим им соскакивать с веревки.

Переправляться нужно головой вперед, энергично подтягиваясь на руках и помогая ногами, упирающимися рантами обуви в веревку, начиная с того места, где замедляется движение, вызванное начальным толчком ногами о дерево или толчком товарищей по команде. Существует способ ускорения переправы дельфинообразным движением ног, синхронизированным с движением рук. Этот способ напоминает движение человека, несущего ведра на коромысле: очередной шаг он делает в тот момент, когда вес ведер облегчается за счет упругого распрямления согнутого коромысла.

Заблаговременно следует продумать переправу груза: рюкзаки должны быть быстро скреплены и подвешены. Чаще всего суммарный вес рюкзаков не превышает 60 кг и они могут быть переправлены за два раза. Крепление их за кольца недостаточно надежно: при свободном креплении за лямки рюкзаки могут перевернуться и часть груза может выпасть. Целесообразно заранее прикрепить к верхней части лямок или местам их крепления специальные петли, веревки или стропы.

Во время переправы людей и груза нужно активно использовать транспортировочную вспомогательную веревку, которая может быть закольцована между берегами. Непрерывная работа ею значительно ускоряет переправу.

Условиями может быть оговорена обязательная самостраховка всех членов команды в рабочей зоне переправы. Это требование вызвано имитацией организации переправы на участке, где возможен срыв. Организация самостраховки описана выше, здесь же необходимо подчеркнуть, что только после пристегивания к судейской веревке может быть снята самостраховка и, наоборот, только после пристегивания к самостраховке может быть снята судейская страховка. Еще одно обязательное условие переправы - на рабочей веревке может находиться только один человек или груз. Таким образом, пока переправляющийся не отстегнул карабин от рабочей веревки, пристегиваться к ней, а тем более нагружать ее нельзя.

Несколько слов о тактике переправы. Дать исчерпывающие рекомендации по этому вопросу невозможно, ибо они зависят от параметров этапа, его расположения на дистанции и требований к прохождению, зафиксированных в Условиях. Определяет здесь наличие или отсутствие у лидеров возможности подготовить заранее переправу для команды. Если в Условиях не оговорено, что переправа служит пунктом сбора команды (т. е. нельзя начинать готовить переправу, пока не соберется вся команда), то два наиболее сильных участника, опередив команду, в состоянии подготовить навесную переправу.

В большинстве случаев первый и последний переправляющиеся участники должны быть наиболее подготовленными в команде. Груз желательно переправлять, когда у начала и конца переправы находится не менее двух человек. Взаимопомощь в период пристегивания и отстегивания обязательна: она экономит силы и время. Можно предусмотреть уход части команды до окончания переправы, если это возможно по Условиям, на обработку и прохождение следующего этапа. О поддержке (подъеме) участниками рабочей веревки написано выше.

В приложении 3 приведен пример заявки тактики.

Наиболее типичная ошибка - отсутствие (прекращение) страховки и самостраховки.

На тренировках необходимо сначала отрабатывать отдельные детали этапа при различных условиях прохождения. Например, натягивание веревки вначале нужно отрабатывать на ровной местности между двумя деревьями, постепенно усложняя и варьируя условия натяжения. Действия в рабочей зоне нужно довести до полного автоматизма, добиваясь ликвидации ошибок, особенно в страховке и самостраховке, ибо они мгновенно сводят на нет усилия команды. Затем следует отрабатывать детали этапа, фиксируя время их выполнения и введя предшествующую большую физическую нагрузку (преодоление препятствий, кросс и т. д.).

Для того чтобы перейти реку вброд нужно четко знать все правила безопасности, так как опрометчивое поведение может привести к серьезным последствиям. Пересекать реку впервые нужно в присутствии инструктора, так как почерпнуть всю важную информацию только из литературы, не прибегая к практике, не получится. Все тонкости и подробности организации переправ вы узнаете, прочитав эту статью.

Перед тем как организовать переправу через реку, нужно правильно оценить ситуацию для того чтобы подобрать подходящий способ, а также сделать выводы об эффективности такой затеи. Как известно, неразрешимых задач нет, но иногда правильным вариантом будет выбор обходного пути.

Что нужно знать перед переправой через реку

Часто вовремя - раздельно походов, особенно в горной местности, на маршрутах путешественников туристов встречаются реки, которые могут стать серьезной преградой для неподготовленного человека. Для организации переправы через реку сперва нужно оценить ее по четырем критерием:

  • ширина;
  • глубина;
  • поверхность дна;
  • течение.

Сильное течение, даже при небольшой глубине и ширине реки, создаст дополнительные сложности при переправе. В случае с горной рекой критерии имеют еще большее значение, так как они могут заметно изменятся (мягкий знак) в зависимости от метеорологической ситуации (дождь, гроза, таяние снегов и т.д.).

Внимание! Переходить реку в брод с сильным течение (таким считается течение со скоростью более 3 м/с) не безопасно. В этом случае от переправы стоит отказаться.

Проведем измерения

Для того чтобы определить скорость течения можно воспользоваться простейшим арифметическим уравнение: V=S/T. В уравнении V - скорость течения, S - путь, пройденный объектом, и T - время, за которое объект прошел этот путь. Организовать такое измерение на местности наиболее удобно вдвоем. Для этого нужно:

  • вам и вашему спутнику стать параллельно реке на отмерянном расстоянии S друг от друга;
  • сбросить в воду объект, к примеру небольшую щепку;
  • засечь время T за которое объект преодолеет участок отмерянного пути S.

Формула для расчета скорость течения

Узнать глубину реки можно по нескольким показателям. Если водная преграда не очень широкая, достаточно будет вооружится веткой максимально доступной длины, которую можно найти неподалеку. После, прощупав дно в нескольких местах, найти максимальный результат, изучив границу увлажненного участка ветки. Также этот метод позволит узнать и поверхность дна, благодаря остаткам песка или другого вещества на конце палки. В случаях, когда ширина реки не позволяет замерять глубину с берега нужно будет ориентироваться по визуальным показателям. К примеру, небольшая рябь или волны с образованием так называемых «барашков» на поверхности будет означать мель. Спокойная поверхность воды при наличии хотя бы минимального ветра (практически штиль) сообщает о большой глубине. Обычно такое поведение характерно для русла реки с глубиной 2-3 метра.

Способ измерения ширины реки

Если вы не часто берете свою лазерную рулетку собой в поход, то перед вами станет вопрос о том, как узнать расстояние до другого берега, то есть ширину реки. Для этого есть не слишком точный, но весьма простой метод, знания которого в походе будет полностью достаточно. Способ основывается на пропорциональном изменении угла поля зрения и расстояния. Для организации таких измерений нужно:

  • подобрать травинку или тонкую прямую ветку;
  • выбрать два неподвижных объекта на противоположном берегу, расположенных на расстоянии друг о друга (деревья, камни или особенности рельефа, которые могут выступить в роле условных точек);
  • взять ветку или травинку и на вытянутых руках (постоянно следите за этим) расположить ее таким образом, чтобы ее концы визуально касались условных точек (выбранных объектов);
  • сломав ветку максимально ровно пополам, взять ее таким же образом и начать отходить назад до тех пор, пока объекты снова не окажутся на ее концах.
  • измерять расстояние, пройденное вами от местоположения в начале и конце мероприятия.

Это расстояние и будет шириной реки. Основываясь на таких данных можно просчитать нужное количество материалов для организации переправы, к примеру, при помощи бревен.

Как узнать ширину реки

Способом можно воспользоваться и в другом порядке, использовав изначально сложенную вдвое травинку и подходя к реке развернуть ее в полный размер.

Способы переправы через реку

Переправа вброд через реку является наиболее распространенным вариантом пересечения водных объектов, но для ее выполнения также, как и для других способов, понадобится небольшая подготовка в целях безопасности. Конечно же такой вариант возможен только если глубина не будет превышать полу метра для горных рек или немного более этого для рек с меньшим течением. Для осуществления переправы вброд нужно подобрать место, где река разливается наиболее широко. Для перехода нужно оснаститься прочной опорой (палкой), длиной около 2,5-х метров (выше вашего роста с вытянутой рукой), которая способна выдержать ваш вес. Опора выполняет несколько ролей:

  • помогает удержать равновесие;
  • позволяет прощупать дно на шаг вперед.

Найти идеальные условия для переправы через реку удается редко, так как идти долгое время вдоль русла - утомительное занятие. Переходить вброд в опасных участках желательно группами, где первым в качестве разведки реку пересекает наиболее опытный участник. Шест, используемый как опора ставится против течения. Если же шест будет упираться в дно по течение, его может в любой момент смыть, что вероятнее всего приведет к потере равновесия. Во время групповой переправы используется несколько методов для обеспечения дополнительной безопасности. Наиболее простой вариант, когда за первого участника, имеющего опору, держится второй. Роль второго участника удерживать первого за бедра с упором, создавая дополнительное давление на дно. При переходе реки по одному, используется трос, которым закрепляться первый участник. Надежно закрепив трос на человека, веревка под углом обхватывается за дерево, что позволяет получить большее сопротивление. По мере преодоления реки, участники, находящиеся на берегу, понемногу добавляют длину троса.

Внимание! Старайтесь держать трос в натянутом состоянии, это предотвратит его попадание в воду. В реке плохо натянутый трос может зацепится за камни или другие преграды.

Переход реки вброд со страховочными тросами

Участник, дошедший до противоположного берега первым, сможет зацепить трос за дерево или другую опору. Сделав таким образом канатный поручень, придерживаясь за него, остальные путешественники смогут безопасно перебраться на другой берег. Для еще большей безопасности с поручнем могут использоваться карабины.

Навесная переправа через реку

Также после того, как группе удастся переправить одного из участников на противоположный берег можно будет организовать навесную переправу через реку. Существует два вида навесных переправ, которые можно разделить по признаку перехода:

  • вертикальный (участники держаться за верхнюю веревку, стоя при этом на нижней);
  • горизонтальный (здесь также присутствует две веревки, но в качестве опоры используется лишь одна, вторая может служить для переправки грузов или в критических ситуациях - пострадавших).

Пример навесной переправы для вертикального перемещения

При переходе по навесным переправам часто используются карабины. Организация вертикальной переправы без карабина не возможна, так как нижняя веревка при помощи него крепится к верхней. Если с переправой в вертикальном положение все очевидно и для ее организации достаточно надежно закрепить концы веревок на деверьях при помощи любого узла, к примеру восьмерки, и натянуть конструкцию, то в случае с горизонтальным, где присутствует транспортировочный трос, все будет немного сложнее. Нижняя веревка здесь не испытывает какого-либо натяжения, а используется для передвижения грузов. Верхний канат должен быть максимально натянут, за него и цепляется карабин, прикрепленный к проводнику (узел) на подвижном тросе.

Схема построения навесной переправы

Как выбраться из болота

Путешествие по болотистой местности - не лучший вариант развлечения. Но, если ситуация не оставляет вам выбор, нужно обязательно знать, что делать. Стоит понимать, что идти по болоту невозможно. С каждым шагом оно будет засасывать вас все глубже и глубже, и любые необдуманные действия могут лишь усугубить ситуацию. Существует один действенный вариант как выбраться из болота. Ступая в топь, вооружитесь палкой выше своего роста. В случае попадания в болота не пытайтесь идти по дну, его там нет. Положите палку в горизонтальное положение, сместите свой вес и обопритесь о нее. После этого нужно приложить максимум усилий на палку, не делая лишних движений ногами. Подтягиваться таким образом весьма затруднительно, но это единственный вариант, который позволит выбраться из болота. Подтягиваясь вы перемещаете свой корпус с каждым усилием все выше, до тех пор, пока не окажитесь ближе к поверхности болота. На этом этапе площадь соприкосновения с поверхностью станет максимальной, и вы сможете удерживаться на поверхности. Оказавшись на поверхности, нужно ползти по-пластунски, пока не доберетесь до берега.

В болотистой местности как нигде, желательно находится в группе, так как ваш спутник, находясь еще на твердой земле, сможет помочь вам выбраться, протянув палку или даже просто руку.

Будь это переход реки вброд или внезапно возникшее на вашем пути болото, всегда нужно быть подготовленным, так как всего несколько простых правил безопасности позволят сохранить жизнь. Также стоит помнить, что путешествия в одиночку или же группой неопытных участников не лучшая затея.

В заключение смотрите видео о переправе через реку полиспаст:

Всем доброго времени суток!
В этом посте хочу рассказать о способе наведения переправы через реку при помощи полиспаста. Надеюсь, информация окажется полезной))
Немного теории из Википедии
Полиспаст - (от греческого polyspastos - натягиваемый многими верёвками) это механизм, состоящий из системы огибаемых тросом подвижных и неподвижных блоков для подъёма и перемещения грузов. Он позволяет получить выигрыш в силе. Но при этом скорость и путь, пройденный перемещаемым объектом, уменьшаются прямо пропорционально увеличению силы.
У полиспаста множество применений и его можно использовать для поднятия тяжелых грузов, вытягивания машины из грязи, проведения спасательных работ, наведения переправы через реку.
Полиспасты по большому счету можно мастерить по разному (в зависимости от наличия оборудования), но примерная схема выглядит таким образом


Полиспаст можно тянуть из сдвоенной верёвки, для этого есть специальное оборудование и «мудрёные» способы вязки.
Если нет роликов, желательно использовать титановые или стальные карабины поскольку они создают наименьшее трение (титановые лучше), Они должны иметь овальную или грушевидную форму.
Желательно когда между верёвками полиспаста маленький угол, так удобнее тянуть и больше выигрыш в силе.
Удобство наведения переправы при помощи полиспаста состоит в том, что при натяжении можно использовать схватывающие узлы которые будут за вас держать веревку в натяжении и не дадут ей ослабнуть. Для нормального прусика надо чтобы основная верёвка имела диаметр 9-14мм, а репшнур 6-7мм.


Прусик можно заменить узлами Бахмана (нужен карабин), Гарда (два карабина), австрийским схватывающим.



Вместо схватывающих узлов эффективнее всего использовать зажимы с «агрессивными» кулачками. (Запрещены к использованию в некоторых странах), хз почему.
Я снял подробное видео по созданию системы полиспаст при переправе через реку, отдельно отснял все основные узлы и моменты. Надеюсь, материал будет полезен!

В натяжении веревки учувствовало 3ое парней по 12-14 лет, их силы хватило, чтобы натянуть 60ти метровую веревку до состояния струны. Тянули и вязали примерно час.Выигрыш в силе на видео примерно 2,5 раза (плохие ролики и карабин), в идеале-3,4 раза.
СОБСТВЕННО САМА ПЕРЕПРАВА
1. Один человек из группы вяжет основную вревку на противоположном берегу. Желательно использовать узлы типа «штык» (проще будет развязать)


2. На берегу отправления команда натягивает переправу полиспастом, и концы веревок крепит вокруг дерева узлом «удавка» или же как показано на видео.


3. Вся команда переправляется на другой берег. Человек прикрепляется с помощью обвязки карабина и ролика (можно ролик не использовать), а можно обойтись и без всяких систем (если позволяет физическое состояние)
4. Последний должен не забыть пристегнуть конец реп шнура к карабину удавки - это делается для того чтобы переправу можно было снять. (сдернуть)

Раздел 5. Техническое обеспечение переправ

§ 3.5.1. Навесная переправа

Из носимых с собой средств для организации переправы группы необходимо и достаточно иметь основную веревку толщиной от 8 до 12 мм и материалы, необходимые для обеспечения положительной плавучести одного из участников группы (разведчика).

Прежде всего, необходимо выбрать удобное место для наведения переправы. В том случае, если скорость течения реки не превышает 1 м/с, переправа организуется в любом месте реки, где есть возможность натянуть веревку с берега на берег с точкой ухода, превышающей точку прихода на противоположном берегу на 2-3 м. Это позволит переправляющимся сэкономить время и силы, а при наличии у каждого переправляющегося ролика сократить общее время переправы в несколько раз.

Если же скорость течения реки превышает 1 м/с, то переправа разведчика организуется на повороте реки, где течение поможет разведчику, закрепленному веревкой на исходном берегу маятником приблизиться к противоположному берегу (рис.5.1).

Рис. 5.1 Схема организации переправы через реку с быстрым течением

Затем необходимо подготовить к плаву или переходу (если река мелкая) разведчика, обеспечив ему положительную плавучесть (спасательный жилет или дополнительные поплавки, закрепленные на нем) и надежно закрепив на нем страховочный конец основной веревки. При этом второй конец основной веревки, пропущенный через карабин, закрепляется на точке фиксации маятника. Далее, под контролем страхующего, разведчик входит в воду, переправляется на противоположный берег реки и закрепляет конец основной веревки, находящийся у него на заранее оговоренную точку крепления - дерево, камень и т.п. После этого на исходном берегу оборудуется точка ухода группы, к которой натягивается переправочная веревка, закрепленная разведчиком на противоположном берегу, и крепится способом, обеспечивающим ее сброс с берега, на который переправляется группа.

Оборудование точки ухода группы включает в себя два этапа:

1. Натягивание веревки и закрепление ее на сброс . Простым натягиванием выбирается слабина веревки. Затем, с помощью полиспаста, всеми силами группы производится натяжение основной веревки (п олиспаст - грузоподъемное устройство, состоящее из системы подвижных и неподвижных блоков, огибаемых канатом или цепью; позволяет получить выигрыш в силе; простейший способ устройства полиспаста с помощью карабинов и основной веревки иллюстрируется фоторядом 5.2 ).

Способ устройства полиспаста

Затем руководитель группы (инструктор) закрепляет натягиваемую веревку способом, обеспечивающим ее сброс (сдергивание) за собой. Порядок крепления веревки «на сдергивание» иллюстрирует фоторяд 5.3.

Порядок крепления веревки «на сдергивание»

2. Собственно переправа . Второй переправляющийся подготавливается к переправке аналогично разведчику. К нему закрепляется веревка, длина которой вдвое превышает ширину переправы. Далее, он, перебирая руками по натянутой через реку веревке, переправляется на другой берег, отвязывает вторую веревку от себя и удерживает ее вместе с разведчиком на своей стороне. На исходном берегу руководитель группы на середине второй веревки вяжет петлю узлом проводника, которая обеспечит надежное крепление очередного переправляющегося и скольжение его по первой натянутой веревке или крепление одежды и снаряжение группы для переправы по натянутой веревке без контакта с водой. По команде руководителя группы очередной переправляющийся входит в воду, а первые двое переправившихся выбиранием свободной веревки помогают ему переправиться на свой берег. Таким образом переправляется вся группа. Последним переправляется руководитель группы, привязав конец второй веревки к колышку или петле самосброса. Затем группа рывком второй веревки сбрасывает и собирает за собой переправу.

§ 3.5.2. Переправа валкой дерева

Переправа валкой дерева (рис. 5.4) применяется при необходимости преодолеть реку от 13 до 18 метров шириной группой до 50 человек.

Для этого выбирается дерево, растущее не далее 5-ти метров от уреза воды, и валится в сторону реки так, чтобы обеспечить переход группы по стволу дерева на другой берег (порода дерева значения не имеет).

Порядок работы подгруппы наведения переправы:

  • со стороны направления валки у намеченного дерева выбирается клин (рис.5.4-1), длина которого немного (на 5-10%) превышает радиус выбранного дерева; место выборки клина должно находиться как можно ближе к земле;
  • со стороны обратной направлению валки намеченного дерева делается косой пропил сверху вниз (рис.5.4-2);
  • при необходимости дерево подталкивается в нужном направлении шестом (рис.5.4-3). Важно! Необходимо помнить, что именно правильно выбранный клин и правильно выполненный косой пропил обеспечивают нужное направление валки дерева.


1 – клин;
2 – косой (второй) пропил;
3 – шест

При валке дерева предпочтительнее пользоваться пилой, поскольку в этом случае выборка и рез получаются более точными и минимизируется демаскирующий фактор.

§ 3.5.3. Изготовление легкой каркасной лодки для скрытного преодоления водной преграды

Переправа с помощью легкой каркасной лодки или рамного поплавкового плота применяется при температуре воды ниже 16°С, и ширине водной преграды более 200 метров.

Каркасная лодка обтягивается либо двумя общевойсковыми защитными комплектами, либо любым другим водонепроницаемым материалом (тент-палатка прямоугольной формы, полиэтиленовая пленка, брезент и т.д.). Следует отметить, что это плавсредство обладает рядом неоспоримых преимуществ, а именно:

  • возможностью изготовления на значительном удалении от водной преграды и переноски даже одним человеком на значительные расстояния;
  • требует наличие минимального набора инструментов и материалов;
  • высокую относительно других плавсредств, скорость движения на воде.

Понятно, что указанные факторы имеют особое значение для разведчиков, действующих в тылу противника.

Ниже приведен алгоритм изготовления легкой каркасной лодки.


Рис. 5.5 Элементы набора каркаса лодки

1. форштевень (деревянная или стальная балка в носу корабля, на которой закреплена наружная обшивка носовой оконечности корпуса и которая в нижней части переходит в киль );
2. ахтерштевень (задняя оконечность корабля в виде жёсткой балки или рамы сложной формы, на которой замыкаются вертикально киль, борт, обшивка и набор; к нему подвешивается судовой руль );
3. килевой брус;
4. мидель-шпангоут (поперечное ребро корпуса судна, расположенное на половине длины );
5. носовой шпангоут;
6. кормовой шпангоут;
7. первая пара стрингеров (стрингер - продольный элемент конструкции каркаса судна );
8. вторая пара стрингеров;
9. промежуточные пары стрингеров;
10. пары стрингеров дна;
11. набор дна;
12. пара планшерных стрингеров


Рис. 5.6 Материалы, необходимые для изготовления легкой каркасной лодки

Для изготовления легкой каркасной лодки необходимы следующие материалы:

  1. одна тент-палатка размером 3х3 метра или два ОЗК (отметим, что правильно изготовленная лодка, обтянутая двумя ОЗК 2-го и 3-го номеров, поднимает 2-х бойцов с оружием и снаряжением; 4-го и 5-го номеров, - 3-х бойцов с оружием и снаряжением);
  2. капроновая нить толщиной 0,8-1,0 мм общей длиной около 180 м (вариант: четыре 9-ти метровых парашютных стропы из шнура ШТКП-150, распущенные на сердцевину и оплетки);
  3. 20 относительно ровных прутьев любых пород деревьев длиной от 2-х до 3,5 метров, из которых четыре имеют толщину в основании 2,5-3,5 см, остальные – 1,5-2,0 см.


Рис. 5.7 Размерение килевого бруса для лодки из ОЗК

Два ОЗК складываются нижними полами друг к другу с перехлестом 25-30 см. Длина килевого бруса должна быть при этом на ширину ладони больше, чем расстояние от вершины одного капюшона до другого.


Рис. 5.8 Размерение килевого бруса для лодки из тента-палатки или другого покрытия

Длина килевого бруса должна быть на ширину ладони больше, чем длина тента-палатки, либо куска пленки и т.п.


Рис. 5.9 Размерение мидель-шпангоута

Длина мидель-шпангоута должна быть равной длине нижней кромке ОЗК.


Рис. 5.10 Приспособление для выгибания килевого бруса и шпангоутов

Верхнее бревно конструкции должно иметь диаметр около 30-35 см, диаметр нижнего бревна значения не имеет. Расстояние между бревнами – 4-5 см.

Выемка на конце килевого бруса и временная петля для удерживания изгиба форштевня

Процесс выгибания и фиксации изгиба форштевня (ахтерштевня) килевого бруса или шпангоута


Рис. 5.11 Распределение шпангоутов по килевому брусу

Расстояние между миделем и крайними (носовым и кормовым) шпангоутами должно составлять ¼ длины килевого бруса. Для ОЗК: ширина носового и кормового шпангоутов одинакова и должна быть уже мидель-шпангоута примерно на ширину двух ладоней. Для тента-палатки: ширина носового и кормового шпангоутов одинакова и должна быть уже мидель-шпангоута примерно на ширину одной ладони (по три пальца с каждой стороны).


Рис. 5.12 Привязывание шпангоута к килевому брусу узлом для крепления конструкций


Рис. 5.13 Общий вид килевого бруса с закрепленными на нем шпангоутами

Крепление первой пары стрингеров, определяющих положение шпангоутов по отношению к килевому брусу (под 90° в горизонтальной плоскости)

При креплении стрингеров необходимо добиваться максимально симметричного их изгиба относительно килевого бруса.


Рис. 5.14 Выборка выемок на толстых концах пары стрингеров, определяющих вертикальное положение шпангоутов по отношению к килевому брусу для крепления к форштевню (ахтерштевню)

Выемки выбираются для обеспечения прочного удержания изгиба штевней от разгибания после снятия временных стягивающих петель.


Рис. 5.15 Общий вид каркаса лодки с двумя первыми парами стрингеров


Рис. 5.16 Выборка выемок на толстых концах пары планшерных (верхних) стрингеров, определяющих общий обвод верхней части корпуса лодки

Расстояние между парой планшерных и второй парой стрингеров составляет примерно ширину двух ладоней.


Рис. 5.17 Общий вид готового каркаса лодки

Промежутки между первой, второй и третьей парами стрингеров заполняются промежуточными стрингерами, которые крепятся толстыми концами с выбранными выемками к ахтерштевню. Затем от первой пары стрингеров по направлению к килевому брусу крепится 3-4 пары стрингеров на расстоянии 3-4 пальцев друг от друга, также, в свою очередь, крепящиеся толстыми концами поочередно к разноименным штевням.

Завершающим этапом сборки каркаса лодки является перекрытие дна прямыми прутьями, расположенными параллельно килевому брусу на расстоянии 3-х пальцев друг от друга (прутья привязываются только к шпангоутам), опирающиеся своими концами на последнюю пару стрингеров изнутри. Необходимо помнить, что снаружи штевней крепится только пара планшерных стрингеров и находящаяся под ними пара промежуточных стрингеров. Остальные стрингера вяжутся к штевням изнутри.

Временные петли фиксации изгибов шпангоутов и штевней снимаются. Все выступающие сучки и неровности сглаживаются острым ножом. Необходимо помнить, что узлы, фиксирующие все соединения делаются изнутри каркаса лодки, чтобы на них не протиралось используемое обтягивающее покрытие.


Рис. 5.18 Общий вид готового каркаса лодки и приспособлений для герметизации соединения двух ОЗК

1. прутья длиной на 2-3 ладони меньше длины миделя (прутья должны подбираться так, чтобы разница диаметров концов была минимальной); 2. шнур; 3. воротки со шнуром фиксации.

Накрытие каркаса лодки ОЗК

Каркас лодки со стороны форштевня накрывается ОЗК, нижняя кромка которого подгибается по линии, параллельной мидель-шпангоуту, не доходящей до него 2-3 см. Далее, каркас лодки со стороны ахтерштевня накрывается вторым ОЗК, нижняя кромка которого накрывает подогнутую кромку первого ОЗК. Затем кромки ОЗК выравниваются.


Рис. 5.19 Подготовка приспособлений для герметизации соединения ОЗК

Рис. 5.21 Герметизации соединения ОЗК (продолжение)

Затем привязанный к обоим концам мидель-шпангоута шнур вкладывается в углубления между прутьями. Далее воротки вставляются на одну треть своей длины под шнур на расстояниях 10 см от мест привязки его к концам мидель-шпангоута. По общей команде выполняются несколько синхронных поворотов воротков для вдавливания шнура между прутьями по всей длине герметизируемого соединения. При этом необходимо, чтобы соединение проходило над мидель-шпангоутом. Вращать воротки необходимо, слегка оттянув их на себя, не допуская «зажевывания» ткани скруткой. Добившись плотного вдавливания шнура между прутьями, длинные концы воротков крепятся шнурами фиксации к концам мидель-шпангоутов в районе соединения мидель-шпангоута с планшерной парой стрингеров.


Рис. 5.22 Фиксация кромки ОЗК по планширной паре стрингеров

Капюшоны обоих ОЗК одновременно натягиваются на штевни и фиксируются на них либо одним оборотом шлевки регулировки капюшона с использованием двукольчатой пряжки, либо отдельным куском шнура. Затем верхние углы полочек ОЗК подтягиваются к планшерной паре стрингеров с помощью шнура, который не режет их резиновые петли (обычно - это оплетка парашютной стропы).

Рукава ОЗК как можно ровнее натягиваются в сторону центра лодки и фиксируются перегибом через планшерную пару за промежуточную пару стрингеров. Далее кромки полочек обоих ОЗК фиксируются за промежуточную пару перегибом через планшерную пару стрингеров. Обтяжка каркаса лодки завершена.


Рис. 5.23 Изготовление и крепление весел

Для изготовления весел используются двухметровые рогатки, максимально равномерно расходящиеся от оси весла. Пространство между рогатками закрывается чехлом саперной лопатки или другими доступными материалами (например, обрезанной с двух сторон 2-х литровой пластиковой бутылкой). Крепятся весла куском шнура длиной 60-80 см, сложенным вдвое и захлестнутым давящей петлей вокруг соединения планшерного стрингера и мидель-шпангоута.


Рис. 5.24 Подготовка к обтягиванию каркаса лодки тентом-палаткой (либо другим подобным материалом)

Обтягивание лодки желательно проводить в четыре руки. Для этого необходимо взять углы тента, свести их вместе, затем, переложив углы в одну руку, второй рукой подтянуть середину к концу штевней. Далее, сделав аккуратную складку нахлестом углов друг на друга, завести углы тента внутрь лодки вокруг штевня и зафиксировать их к стрингерам; равномерно подтянуть край тента к планшерной паре стрингеров.

Следует отметить, что при обтягивании каркаса различными материалами возможны импровизации.

Лодка, обтянутая тентом-палаткой с веслами и вложенным кариматом


Рис. 5.25 Общий вид легких каркасных лодок

Форсирование водной преграды с помощью легких каркасных лодок