Командные ценности. Cистема ценностей создает эффективные команды Что является ценностями команды

о крайней мере один раз в год я стараюсь собрать вместе всех сотрудников моей организации. Когда-то, в самом начале ста­новления "Инджой", сделать это было просто. В 1985 году, когда мы ос­новали компанию, Дик Петерсон, который в настоящее время является президентом компании, и я могли очень быстро встретиться с его тещей Эрмой (единственным сотрудником компании) и с четырьмя-пятью доб­ровольцами, которые помогали нам (двое из них - наши жены). Даже через десять лет нас было не так уж много. Все сотрудники компании могли встретиться за одним большим столом для совещаний.

Сегодня все изменилось. Теперь мы должны арендовать целый зал, чтобы вместить всех сотрудников компании, но тем не менее мы всегда стремимся к тому, чтобы собраться всем вместе. В действительности де­лать это сейчас для нас гораздо важнее, чем прежде. Из-за численнос­ти компании и разнообразия ее деятельности бывают случаи, когда со­трудники не всегда могут связаться друг с другом. Руководителям стано­вится чрезвычайно сложно поддерживать личные контакты со всеми со­трудниками компании.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМАНДЫ

ценности. Если ценности являются общепризнанными, то у членов ко­манды по-прежнему есть возможность для общения.

Возможно, вы уже сталкивались с разобщенностью, которая часто со­провождает быстрый рост организации. Принимая во внимание то, что наша компания насчитывает немногим более двухсот человек, она не является большой, но тем не менее ей присущи болезни роста. Если ког­да-то компания характеризовалась только через взаимоотношения, то теперь необходимо что-то большее, чтобы сохранить команду как единое целое. Вот где вступает в действие закон идентич­ности: общие ценности определяют команду. Да­же если некоторые члены команды не разделяют накопленного опыта или не имеют личные взаи­моотношения друг с другом, они могут обладать чувством сплоченности, которая не зависит от численности команды. Самым существенным яв­ляется общее видение (закон компаса) и общие ценности. Если ценности являются общепризнанными, то у членов команды по-прежнему есть возможность общения.


Нам всем известны команды, которые имеют общую цель, но не име­ют общих ценностей. Каждый член такой команды имеет свой взгляд на то, что является главным. Это приводит к хаосу. В конечном итоге коман­да развалится, если каждый будет поступать так, как считает нужным. Вот почему членам команды необходима сплоченность. Так же как лич­ные ценности человека влияют на его поведение и направляют его дея­тельность, так и ценности организации оказывают влияние на поведение команды и направляют ее деятельность.

САМЫЕ ВАЖНЫЕ ЦЕННОСТИ

Ценности могут помочь команде стать более сплоченной и результа­тивной. Общие ценности похожи на...

Связующее вещество

Когда наступают тяжелые времена (это характерно для всех команд), цен­ности удерживают людей вместе. Возьмем, к примеру, брак Супругу и супруге легко оставаться вместе, когда их отношения связывает любовь и все идет гладко. Но со временем страсть, которая объединяла их, постепенно начинает угасать. Наступают тяжелые времена. Что удерживает людей в браке? Их цен­ности. Их ценности важнее их чувств. Они так высоко ценят брак, что готовы ве­сти борьбу за хорошие взаимоотношения. Если при вступлении в брак отсут­ствует такое понимание, то шансы сохранить брак весьма незначительны.

Это справедливо и для любой другой команды. Если игроки не знают, что представляют собой их ценности, и не живут этими ценностями, то они имеют очень мало шансов на сохранение целостности команды и реализацию своего потенциала.

Фундамент

Всем командам необходима стабильность для эффективной работы и роста. Ценности являются прочным фундаментом, который обеспечива­ет эту стабильность Это справедливо для развития любых видов взаимо­отношений. Например, если вы хотите наладить отношения с человеком, который принадлежит к другой культуре, то вы начинаете с поиска того, что у вас есть общего. Если вы хотите продать товары новому покупате­лю, то вы ищете точки соприкосновения. Это справедливо и для процес­са формирования команды Вам необходима основа для строительства, а ценности являются самым прочным фундаментом.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Американский предприниматель и легендарный генеральный директор компании «General Electric» Джек Уэлч однажды сказал, что в тот самый момент, когда , основными факторами в его работе становятся другие люди. И его задачей является ходить рядом с ними, держа в одной руке стакан воды, а в другой – пакет с удобрениями. К команде нужно относиться, как к семенам, которые могут пробиться и стать цветущим садом. Смысл работы лидера состоит в управлении развитием членов команды.

Если вы занимаетесь бизнесом или руководите людьми, значит, вы являетесь лидером команды, и ваши сотрудники играют огромнейшую роль в том, насколько успешной будет ваша компания, и как долго она будет оставаться на плаву. И для достижения успеха необходимо следовать единственно верной формуле – повышать качество своей команды. Повысить же его можно, только руководствуясь эффективными правилами командообразования.

Что такое командообразование?

Для начала отметим, что команда является группой людей, которые объединены общими задачами и целями, соответствующими задачам и целям организации или компании. Команда создаётся под управлением лидера, руководящего её работой, обучающего её членов и создающего связи между ними.

Таким образом, суть команды в её лидере, который является также и наставником и профессионалом в одном лице. По этой же причине особое значение имеет , которым руководствуется лидер. Но продолжим…

Над вопросом создания максимально успешной команды уже десятки лет трудятся лучшие специалисты в области менеджмента, а создать такую команду мечтают все руководители и бизнесмены.

Вообще, методов командообразования можно найти достаточно много, но, как и практически ко всему в нашем мире, к этому процессу можно применить ряд основополагающих принципов, о которых мы и поговорим далее.

Итак, базовыми правилами создания успешной команды можно назвать следующие:

  • Необходимо построить единую коммуникационную систему и единый язык, который позволит отслеживать и понимать всё, что происходит. Поспособствовать этому может только построение честных и открытых отношений, для чего нужно применять обмен правдивыми данными. А это, в свою очередь, станет основой доверительных отношений в команде, а также основой создания и развития эмоциональной связи. Действовать всегда нужно, исходя из принципов честности и дружественного настроя. Всегда должна присутствовать уверенность в том, что вы поступаете правильно, благодаря чему у всей команды появляется вера в успех. А честный обмен информацией необходим для взаимопонимания и позитивного настроя.
  • Необходимо всячески поощрять обучение сотрудников и способствовать ему. Очень важно, чтобы сотрудники всегда развивались как на личном, так и на профессиональном уровне. Когда отсутствует ощущение роста, тогда команда стоит на месте и может оказаться на грани исчезновения. Вы всегда должны помнить о том, что потенциал и возможности каждого отдельного члена команды не раскрыты максимально, и вы обязаны помогать ему раскрываться. Обучение и развитие всегда будет способствовать и настрою на поиск и введение инноваций.
  • Необходимо создавать позитивный микроклимат и культивировать командный дух. В команде всегда должны царить тёплые и дружественные отношения, ведь команда является практически семьёй. А это, в свою очередь, говорит о том, что к команде относятся и семейные ценности, такие как взаимопомощь и готовность сделать многое раду другого. Помимо этого, вместе нужно не только работать, но и отдыхать – это является показателем качественных отношений, а не просто отношений людей внутри коллектива.
  • Необходимо стимулировать вовлечённость членов команды в рабочий процесс и упорство в достижении командных и индивидуальных целей. Если вовлечённость и упорство одного суммируются с вовлечённостью и упорством другого, будет достигнут эффект синергии, который является самой лучшей энергией для достижения максимального результата.

Представленные четыре принципа можно назвать основными в процессе создания успешной команды. Если поискать, то можно найти разные стратегии командообразования, однако в каждой из них будет иметься то, о чём мы только что говорили.

Но нельзя забывать и ещё об одном важнейшем элементе, который отличает эффективную команду от посредственной – это лояльность.

Коротко о лояльности

Такое качество как лояльность, не является врождённым, и действительно лояльных людей в обществе, как правило, не более 10%. И это служит показателем того, что лояльность должна создаваться, что требует от лидера команды искусного владения любыми управленческими методами.

Сама же лояльность может определяться по-разному, но наиболее точно, применительно к вопросу создания команды, её можно охарактеризовать так: лояльность представляет собой готовность на добровольной основе и без каких-либо принуждений действовать в соответствии с официальными и неофициальными принципами команды. Причём сюда входит не только исполнительность, но также желание добровольно делать что-то во благо команды. Именно по этой причине можно сделать вывод, что если в команде нет лояльности, то и самой команды тоже нет.

И здесь самое время сказать о том, чего не следует делать, чтобы разрушить команду.

Что может разрушить команду?

Команда может быть разрушена, главным образом, тремя факторами:

  • Гнетущей атмосферой, приводящей к равнодушию командных игроков по поводу работы и общего результата. Когда в коллективе царит напряжение, им «заражаются» абсолютно все, что приводит к плачевным последствиям
  • Ложными коммуникациями, под которыми нужно понимать невнимание членов команды друг к другу и общему непринятию идей. Когда каждый начинает гнуть свою линию, вся командная игра находится под угрозой
  • Подавлением инициативы, когда чувства членов команды подавляются и не обсуждаются. Здесь важно понимать, что выставлять на всеобщее обозрение свои чувства не является зазорным, и говорить о своих ошибках и проблемах в работе должны все в команде

Согласитесь, что соблюдать и делать всё возможное для её эффективного функционирования не так уж и сложно. Главное – быть действительно хорошим руководителем, и всегда ориентироваться на информацию, представленную выше.

И напоследок мы бы хотели привести несколько особенностей управления командами в некоторых странах.

Управление командами в разных странах

В управлении командами вообще очень многое основано на традициях, которые сложились в той или иной стране, в том или ином регионе. И системы управления командами можно условно разделить на:

  • «Восточную»
  • «Азиатскую»
  • «Российскую»
  • «Европейско-Американскую»

Вкратце о каждой из этих систем.

«Восточная» система

Главной особенностью здесь является наличие высоких внутренних обязательств членов команды перед компанией. Люди в восточных командах очень трудолюбивы и стремятся повысить эффективность рабочего процесса. Ответственность же за результат лежит на команде. Также интересно то, что в компаниях стран Востока используется такая система стимулирования, которая ориентирована на групповую ответственность.

«Азиатская» система

В этой системе отличием является то, что выполнение правил компаний и указаний руководства является беспрекословным и находится под своеобразной защитой. Любая, даже самая незначительная попытка сотрудника к своевольным действиям строго, быстро и показательно пресекается. Подавляющее число команд азиатского типа являются закрытыми, инициатива членов команды минимальна, а все вопросы решаются очень медленно.

«Российская» система»

Для этой системы управления свойственно принуждение. Сотрудники компаний должны делать так, каким говорится. Тут не принято открыто проявлять свои стремления к лучшей жизни и выдающимся достижениям, как и совершать резкие карьерные взлёты. В большинстве случаев наблюдается или крайне низкий её уровень, а сотрудники способны нарушать любые правила. По этим причинам руководство осуществляется в жёсткой форме.

«Европейско-Американская» система

Эта система также отличается высоким уровнем принуждения, однако, зачастую замаскированным. За улыбкой лидера, его вежливым голосом и желанием выслушать чаще всего скрывается жёсткость и способность быстро расставить всё на свои места. Если сотрудник проявит необязательность или лень, он в мгновение ока может оказаться на улице.

Таковы в самой общей форме особенности управления командами в разных странах.

ВЫ В КОМАНДЕ: А являетесь ли вы командным игроком? А знаете ли вы, какую роль вам нужно играть в команде, чтобы чувствовать себя максимально комфортно и вносить наибольший вклад в общее дело? Если на эти вопросы вы не можете ответить без затруднений, мы рекомендуем вам пройти наш курс по самопознанию, который, помимо вашего места в команде, укажет вам на множество других особенностей вашей личности, которые помогут вам как в командной игре, так и в работе на . Переходите по и начинайте познавать себя (заметим, что курс будет полезен не только тем, кого интересуют вопросы командообразования, но и любому другому человеку).

Желаем вам удачи и хорошей команды!

Принципы, правила жизнедеятельности.

К обсуждению ценностей можно неоднократно возвращаться в разные перио­ды совместной работы. Невыполнение норм влечет за собой деформацию меж­личностных связей и нарушает работу команды. Поэтому не жалейте времени (10-15% рабочего времени в неделю) на формирование ценностей команды.

В процессе формирования ценностей и вытекающих из них норм и правил ко­манды Вы можете идти двумя путями:

первый путь: самостоятельная творческая деятельность команды по форми­рованию ценностей;

второй путь: осмысление общечеловеческих ценностей и их принятие (или непринятие) в систему ценностей команды.

Эти пути не исключают друг друга, и вы можете двигаться по ним параллельно, а также создавать точки пересечения.

Первый путь: самостоятельная творческая деятельность команды по фор­мированию ценностей. На этом пути целесообразно использовать технологию создания общего терминологического поля. Члены команды предлагают ценно­сти, которыми должна руководствоваться команда, вы их записываете, конкрети­зируете, приходите к общим формулировкам. Далее на основе выделенных цен­ностей команда обсуждает правила, а также награды и санкции.

Второй путь: осмысление общечеловеческих ценностей и их принятие (или непринятие) в систему ценностей команды. На этом пути вам предстоит подго­товить формулировки общечеловеческих ценностей и посвятить работе с ними
несколько занятий в команде. Обсуждение общечеловеческих ценностей выведет команду на качественно иной уровень взаимодействия.

Для удобства работы в команде условно разделим общечеловеческие ценнос­ти на три большие группы:

1. Роскошь человеческого общения;

2. Сокровища практической мудрости;

3. Ценность Созидания. Последовательно рассмотрим каждую из них.

РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Наблюдая за командами, занятыми обсуждением ценностей, мы заметили, что в 80% случаев называются ценности, связанные с коммуникативной культурой: открытость, деликатность, умение слушать и слышать. Действительно, сегодня нор­мальное человеческое общение становится роскошью, даже в командах. Поэто­му, работая над формированием ценностей команды по второму пути, вы можете специально выделить время для обучения членов своей команды основным при­емам человеческого общения. Для этого можно провести специальный коммуни­кативный тренинг, пригласив внешнего тренера, или действовать самостоятельно (10-15% рабочего времени в неделю).

Если вы решили действовать самостоятельно, вам предстоит прежде всего об­судить и принять правила общения в команде.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ В КОМАНДЕ



Правило

Содержание

Вежливость и корректность

Независимо от качества высказываний партнера сохраняется присутствие духа, вежливость и корректность

Простота

Все высказывания должны быть простыми, понятными и не содер­жащими специальных терминов

Общий язык

Важно использовать язык, понятный обеим сторонам, особенно партнеру

Краткость

Речь должна быть по возможности краткой, поскольку краткость - сестра таланта

Наглядность

Если есть возможность, для убедительности можно использовать рисунки, графики, предметы, образные сравнения и пр.

Мониторинг эмоций

Что бы ни происходило, важно сохранять внутреннее спокойствие. Эмоции не нужно подавлять, их можно проговаривать в корректной цивилизованной форме

Однако правила общения в команде могут остаться лишь пустой декларацией, если члены команды не будут развивать в себе навык активного слушания.

Активно слушать - это значит внимательно слушать и слышать то, что говорит партнер, не перебивая его собственными отвлеченными ассоциациями или неуме­стными репликами. Многие ошибки команда совершает из-за того, что чья-то ин-

тересная идея, предложение, мнение не были услышаны или были неверно поняты. Главная проблема - отсутствие умения слушать и слышать другого.

Для отработки навыка активного слушания вы можете провести два игровых упражнения.

Внимательный слушатель

Задача: отработать у членов команды навык внимательного слушания и пони­мания партнера.

Предложите членам команды разделиться на пары и познакомьте их с условия­ми игры.

В паре один является Рассказчиком, другой - Внимательным Слушателем. Дого­воритесь между собой, кто из вас будет Рассказчиком, а кто - Слушателем. После выполнения задания вы сможете поменяться ролями. Задача Рассказчика - что-либо рассказывать на любую тему: о новом кинофильме, книге, сортах цветов на участке, о погоде, о политике. Задача Слушателя - внимательно его слушать, стараться не перебивать. Периодически Слушатель кивает головой, говорит «угу», «да-да», «как интересно», «это просто удивительно». Словом, любые короткие фразы, демонстри­рующие вашу реакцию и соответствующие тому, о чем рассказывает вам Рассказ­чик. На это вам отводится 1 2 мин. После чего Рассказчик замолкает и отдыхает в течение 5 мин, которые нужны Слушателю, чтобы как можно подробнее записать то, что сообщил ему Рассказчик.

Если команда согласна, в процессе игры вы можете проводить видеосъемку отдельных пар. В этом случае при обсуждении сначала просматривается все, что говорил Рассказчик, потом группа узнает то, что записал Слушатель.

Когда «страсти утихнут», попросите команду сесть в круг и начните обсужде­ние игры. При этом вы можете задавать членам команды следующие вопросы:

□ Легко ли рассказывать, когда вас внимательно слушают?

□ Легко ли внимательно слушать?

□ Что мешало точно воспроизвести все то, о чем говорил Рассказчик?

□ Что необходимо для того, чтобы внимательно слушать?

□ Что необходимо для того, чтобы быть услышанным?

□ Чему эта игра может научить команду?

Обычно внимательно слушать партнера мешают собственные ассоциации, эмо­ции, суждения и прочее. Данное упражнение необходимо повторять многократно, пока члены команды не скажут, что им легко слушать и понимать партнера, и не научатся максимально «близко к тексту» передавать то, о чем рассказал партнер.

Желающий понять

На основании умения слушать партнера можно сформировать навык его пони­мания. Тот, кто хочет понять другого, постоянно задает себе вопрос: «Что он имеет в виду?» Желание понять, что имеет в виду собеседник, позволяет сформулиро­вать уточняющий вопрос и получить на него ответ.

В начале игрового упражнения вам необходимо провести для членов вашей команды мини-лекцию, чтобы познакомить их с приемами активного слушания. Содержание мини-лекции может быть следующим.

Для того чтобы понять суть идей другого, нужно быть уверенным, что ты правиль­но его услышал и понял. Здесь нам на помощь приходят техники активного слуша­ния. Давайте с ними познакомимся и потренируемся активно слушать партнера.

Первая техника - «эхо». Она позволит вам лучше запомнить то, что сказал партнер. Чтобы лучше запомнить, нужно просто это повторить! Как эхо. Только в нашем случае перед тем, как повторить высказывание партнера, мы будем ис­пользовать короткую вводную фразу: «Ты сказал...», «Ты говоришь...», «Вы говори­те...». А заканчивать повторение фразы партнера можно коротким вопроситель­ным словом: «Так?», или «Это так?», «Я тебя правильно понял?». Таким образом формула фразы-эха выглядит следующим образом:

«Вводная фраза (Ты говоришь), повторение того, что сказал партнер, короткое вопросительное слово (это так?}»

Эту формулу можно выписать на доске

«Ты говоришь... я тебя правильно понял?»

Для команды главное - сотрудничество.

Ты говоришь, что для команды главное - это сотрудничество, я тебя правильно понял?

Техника вторая - «поддержка». Эта техника незаменима, когда ваш партнер чрезвычайно эмоционален, возбужден, расстроен. Слушая его, вы используете вводные фразы, оказывающие эмоциональную поддержку и демонстрирующие понимание вами чувств собеседника:

«Я понимаю твои чувства....»;

«Как, должно быть, это непросто...»;

«Это так прекрасно, что....»;

«Да, тебе пришлось нелегко...»;

«Я очень рад за тебя...» и другие.

После поддерживающей вводной фразы вы повторяете то, о чем говорил ваш партнер. В этом случае допустимо слегка видоизменять фразу собеседника.

ПРИМЕР


- Ну, как же так! Они опять ссорятся, каждый пытается доказать, что он прав! Это просто невозможно! Они разрушают командный дух!

Как, должно быть, тебе тяжело наблюдать за этими ссорами! Ведь ты болеешь за дух нашей команды!

Техника третья - «интерпретация». Эта техника необходима, когда у вас уже есть гипотеза, относительно сути того, о чем говорит ваш партнер. Но вам необхо­димо ее проверить. В этом случае вы используете следующие вводные фразы:

«Если я тебя правильно понял, ты хочешь сказать...»;

«Правильно ли я понял, ты имеешь в виду....»;

«То есть ты хочешь сказать, что...».

В конце вашей гипотезы вы употребляете вопросительное слово, как и в случае с техникой «эхо»: «так ли это?», «это ли ты имел в виду?» и пр. Приведем формулу интерпретирующего вопроса:

«Ты имеешь в виду, .... (гипотеза), правильно ли я тебя понял?»

ПРИМЕР


- Что делать с моими людьми, просто не знаю... Надо придумать что-то такое, что­бы они поняли, что дела лучше делать вместе. А то каждый мнит себя «пупом земли», каждый хочет, чтобы успех принадлежал только ему одному!

Если я вас правильно понял, речь идет о сотрудничестве между вашими людьми, о формировании эффективно работающей на общий результат команды, правильно ли я вас понял?

После мини-лекции выпишите все три техники на доску. Разделив членов своей команды на пары, познакомьте их с правилами игры.

Инструкция. Один из вас становится Рассказчиком, а второй - Активным Слушате­лем. Задача Рассказчика - познакомить слушателя с какой-либо своей проблемой или идеей. Например, о том, как улучшить жизнь в команде, семье, государстве; решить важ­ную политическую проблему; усовершенствовать какую-либо технологию и пр. Задача Слушателя - постараться как можно точнее понять смысл идеи Рассказчика. При этом Слушатель может задавать уточняющие вопросы, используя техники активного слуша­ния. На это вам дается 1 5 мин. После чего Слушатель должен записать то, как он понял суть идей Рассказчика.

По согласованию с командой, игра одной пары может быть записана на видео, и просмотрена всеми перед тем, как послушать гипотезу Слушателя. Это упраж­нение необходимо проводить многократно, пока члены команды не научатся точ­но понимать и воспроизводить смысл идей партнеров.

Итак, чтобы человеческое общение в команде стало действительно «роскошным» необходимо много тренироваться, вводя такие игры в структуру работы команды.

СОКРОВИЩА ПРАКТИЧЕСКОЙ МУДРОСТИ

После небольшого спонтанного обсуждения и обмена впечатлениями, можно переходить к третьему сюжету, который стоит сопроводить следующим рассказом.

В каждом этом человечке - весь мир, который мы также создали своими руками. Но все эти человечки - новорожденные. А новорожденным боги обычно дарят подарки. По­дарки богов непросты, в каждом из них скрыт особый смысл. Главный подарок - подарок от бога-творца. Поэтому подумайте, что вам хотелось бы подарить своему человечку, какими качествами его наделить, какой судьбы пожелать. Потом возьмите кусочек плас­тилина и вылепите символ вашего подарка, а затем подарите его вашему человечку.

Когда каждый подарит своему человечку подарок, вы можете продолжать (толь­ко не забудьте подарить подарки своему человечку).

Пожалуйста, внимательно рассмотрите человечков, найдите среди них того или тех, кому вам хочется сделать подарок. Заметьте, подарок делается не богу-создателю, а


человечку. Вы можете даже не знать, творенью рук какого бога принадлежит человечек. Подумайте о смысле своего подарка, потом изготовьте из пластилина символ этого по­дарка. И когда все будут готовы, мы снова соберемся вокруг наших человечков.

Обычно время, необходимое на изготовление подарка, занимает 5-7 мин. Затем все собираются вокруг человечков с подарками в руках.

Пришло время дарить подарки, - говорите вы. - Мы будем дарить подарки со словами: «Я хочу подарить этому человечку нечто (вы называете свой подарок), что будет, на мой взгляд, для него полезным. Мой подарок принесет в жизнь человечка... (вы говорите, что принесет ваш подарок). Как ты смотришь на это, бог-создатель?» (И бог-создатель этого человечка должен сказать свое решение. Оно может быть положительным - подарок с благодарностью принимается, или отрицательным - от подарка с благодарностью отказы­ваются. Если подарок отвергается, бог-создатель должен найти форму корректного и до­стойного отказа, такую, чтобы не обидеть дарителя.) Итак, давайте подарим наши подарки!

В обсуждении важно проговорить впечатления от творчества, подарков, пре­поднесенных своим человечкам и другим, а также понимание смысла даров. В зак­лючение вы предлагаете человечков всех членов команды поставить в круг так, чтобы они поддерживали друг друга. Пока все рассматривают эту композицию, вы можете сказать: «Сегодня нам удалось убедиться в справедливости выражения: "Внутри человека - целый мир". Ибо мир, созданный нашими руками, мы помес­тили внутрь наших первых людей. Но давайте зададим себе вопрос: кого же мы лепили на самом деле? Конечно, самих себя, свой мир. Так появилась наша ко­манда. В этих человечках частичка нас. Давайте, чтобы сохранить все ощущения, скатаем своих человечков и все подарки в шар. А потом создадим из наших ша­ров красивую композицию!»

Важно отметить, что работа над формированием ценностей команды не долж­на являться «разовой акцией». Эта работа должна проводиться в «поддерживаю­щем режиме». Только в этом случае можно обеспечить условия для роста всей ко­манды и каждого ее члена.

Базовые ценности - это руководящие принципы команды, которые управляют поступками и поведением членов команды и укрепляют организационную культуру и корпоративный дух команды. Это не пожелания, а убеждения либо поведение, которого люди естественно придерживаются в повседневной жизни. Базовые ценности дают ответ на вопрос: «Что мы представляем собой как команда?» В силу того, что это базовые ценности, количество их невелико, но они всесторонне характеризуют команду.

В некоторых организациях базовые ценности определяются на самом высоком управленческом уровне как средство управления всем предприятием. Хотя в подобном качестве в практической деятельности команд они применяются реже, их можно считать полезными для сотрудничества членов команды, для повышения целеустремленности и организованности.

Стратегия определения базовых ценностей, как и стратегия создания декларации перспективы, применяется чаще в командах, которые собираются функционировать долгое время. Вы должны создать и применять данную стратегию вместе с командой, а не вместо нее. Вместе с командой, а не вместо команды - это один из секретов эффективного управления.

Напомните команде, что базовые ценности определяют сегодняшнее функционирование команды, а не то, какой она хочет стать в будущем. Будьте честны: если вы не следуете каким-то принципам, то они не будут ценными для команды. Лучше всего использовать стратегию создания базовых ценностей, если команда уже некоторое время работает в данном составе и выработала характер и стиль деятельности. Определив базовые ценности на этом этапе, вы не только их подкрепите, но и сфокусируете внимание команды на следующих ситуациях.

Вопрос, который стимулирует творческое мышление работников в отношении базовых ценностей, таков: какие убеждения, поступки и принципы мы разделяем и считаем важными для нашей команды?

Попросите работников охарактеризовать базовые ценности одним словом или фразой. Затем попросите составить одно предложение с пояснением, что это слово или фраза значит для всей команды. Вот несколько примеров.

Высокие стандарты. Постоянное стремление к улучшению качества и достижению высоких результатов.

Открытость. Желание выслушивать, делиться идеями и рассматривать различные точки зрения.

Преданность. Постоянная поддержка групповых и личных устремлений всей командой и ее членами.

Определяя базовые ценности команды, задайте ее членам вопрос: «Даже если характер нашей работы изменится, и будут введены новые требования, сможем ли мы использовать эти ценности в качестве руководящих принципов?»

Командообразование - это объединение вокруг руководителя сотрудников, обладающих доступом к единому информационному полю и уровню принятия решений. Каждый из членов команды понимает, что он может оптимально реализовать в ней свои достоинства и компенсировать через работу всей команды свои недостатки. Цель подобного объединения - наиболее оптимальное достижение поставленных целей . Команда существует в одном составе и с необходимым набором функционала для достижения , ради которых она была создана. После этого ее состав, функционал перераспределяются под достижение других целей, или она прекращает свое существование.

Что такое

Сегодня достаточно популярны тренинги по командообразованию , в основном развлекательного характера, например, веревочные, игровые и т. п. Достаточно часто от HR-директоров можно услышать жалобы на руководителей, которые хотят создать команду за 1-2 дня и ставят достаточно расплывчатые цели ее создания. Чаще всего через подобное командообразование они хотят быстро достичь целей улучшения коммуникаций, повышения мотивированности персонала и его работоспособности, но при этом не желают прилагать системных усилий для их действительной реализации. Поэтому получается кратковременный эмоциональный эффект, и он, как правило, подменяет реальное командообразование, которое требует затрат времени, усилий и кардинальных изменений в области управления персоналом. Правильно подобные тренинги можно называть тренингами улучшения коммуникаций, тренингами знакомства и т. п.

Реальные тренинги командообразования полностью меняют работу в коллективе. На создание команды уходит от 3-х месяцев и более. Изменение правил, ценностей, принципов управления и взаимодействия требует времени для внедрения. Переход на командные принципы работы происходит постепенно. Ключевыми факторами понимания того, что будет меняться и зачем, являются командообразующие тренинги и бизнес-сессии, но основная работа ведется в виде поддержки, коучинга и сопровождения на рабочих местах. Их заказывают продвинутые руководители, которые понимают, что реальные изменения возможны только при системном подходе и быстро они не происходят. А так как эта работа дает длительный эффект повышения результативности до 30%, то подобные тренинги становятся все более популярны у современных руководителей.

Основные причины применения методов командообразования в организации:

  • Нужно за короткое время сплотить сотрудников разных подразделений для работы в проекте.
  • Руководитель перерабатывает из-за того, что на нем замыкается большинство решений по рабочим вопросам. Сотрудники не проявляют инициативы и ждут решений от руководителя.
  • Индивидуальная материальная и нематериальная мотивация, выстроенная оптимально, перестает стимулировать на повышение производительности.
  • Корпоративная культура компании начинает тормозить развитие бизнеса, т. е. при внедрении изменений сотрудники сопротивляются и защищают свои собственные интересы в ущерб интересам компании.

Примеры, когда браться за создание команды не стоит:

  • Руководитель хочет, чтобы его сотрудники изменились, а его стиль управления остался прежним. Звучит примерно так: «Сделайте команду под меня, но без моего участия».
  • Корпоративная культура компании направлена на поддержание индивидуализма и внутренней конкуренции.
  • Стратегия компании направлена на частую смену персонала и она полностью устраивает руководство.
  • Руководитель подбирает персонал, который слабее его, боясь, что его «подсидят».
  • Руководитель подменяет понятия: любой коллектив, собранный вместе, он называет командой. Как правило, таких начальников устраивают однодневные тимбилдинги с играми, которые, по сути, с принципами командообразования не имеют ничего общего.
  • В подразделении/компании нет прозрачных бизнес-процессов, сотрудники плохо понимают свой функционал, контроль за результатами отсутствует, есть нечеткая система мотивации. В этом случае командообразование не поможет. Нужно сначала навести порядок в системе управления, а затем заниматься созданием команды.
  • Команда уже есть и успешно работает.

На что следует обратить внимание при выборе тренинга и тренера, если руководитель принял решение «командообразовываться»:

  • На наличие методологии создания команды, того, что лежит в основе всех действий тренера. Не путайте методологию с приемами. Методология - теоретическая основа тренинга/консалтинга, например, в основе проведения тренинга командообразования может лежать теория Курта Левина о групповой динамике или проблемно-ориентированный подход Гербера Саймана. Если говорят о приемах, то часто перечисляют упражнения по командообразованию и игры, которые собираются провести. Это показатель того, что тренер не понимает основы командообразования, и, как следствие, не сможет предсказать результаты.
  • Наличие примеров реальных результатов после проведения командообразования не сразу после тренинга, а через несколько месяцев на рабочем месте. Изначально отслеживаются только эмоциональные реакции, которые быстро угасают и часто не переносятся в реальную работу. Поэтому эмоциональные отзывы о хорошо проведенном отдельном командообразующем тренинге не стоит брать за основу хорошего построения команды.
  • Как ни парадоксально будет звучать, но отсутствие явной харизмы у тренера - он не должен брать на себя функции руководителя команды. В противном случае, когда тренер уйдет, руководство командой останется на прежнем, «дотренинговом» уровне, так как руководитель не имел возможности изменить свое поведение по отношению к членам команды. Тренер должен сопровождать процессы изменений, а не подменять их своей «блестящей» работой.
  • Знание групповой динамики, основных критериев каждого этапа и навыков перехода от одного этапа к другому. Это покажет, насколько тренер владеет навыками управления группой и может довести ее развитие до того уровня, которое необходимо руководителю для достижения поставленных целей. Для каждого уровня развития команды нужны определенные приемы работы с ней.
  • Наличие разработанной системы предтренинговой подготовки, в которую в обязательном порядке входит разработка тренинга и последующего постренингового сопровождения под индивидуальные проблемы, цели и задачи заказчика.

Самые распространенные ошибки в командообразовании и как избежать их

Никогда не нанимайте тренера, который:

  • Однажды разработанный тренинг командообразования проводит совершенно одинаково для разных компаний.
  • Не чувствует группу, а работает индивидуально с каждым ее членом.
  • Использует упражнения Фоппеля и тому подобные, которые к технологии командообразования имеют очень отдаленное отношение.
  • Работает не на руководителя, показывает его слабые стороны во время тренинга, понижает его значимость перед сотрудниками.
  • Не работает на поставленные цели создания команды, а использует известные ему приемы, которые, по его мнению, подходят под любые коллективы.

Чтобы избежать перечисленных ошибок, нужны следующие действия:

  • Уделить много времени уточнению, для чего нужна команда и нужна ли она на самом деле. Возможно, ваши проблемы можно решить другими, более эффективными способами.
  • Понимать, что в бизнесе руководитель не только лидер, но и формально поставленный на это место управленец. У тренера нет прерогатив в решении, хорош он или плох в рамках бизнеса компании. Он не имеет права решать вопросы увольнения, перестановок и др. Его задача - показать руководителю и коллективу пути оптимального взаимодействия в рамках объективных условий бизнеса.
  • Тренер должен быть разносторонне образованным человеком, со знанием философии, психологии, социологии группового развития. Это необходимо для того, чтобы в каждом конкретном случае у него был гибкий набор методов и приемов достижения поставленных целей наиболее оптимальным образом.

Что значит эффективная команда

Эффективная команда - та, которая возглавляется непосредственным руководителем, одновременно являющимся и ее неформальным лидером. Члены команды разделяют принципы, ценности, соответствующие принципам и ценностям компании. Имеется в виду компания, в принципы и ценности которой входит командная работа. Руководитель команды знает стратегические планы владельцев или более высших по иерархии руководителей. Он обладает необходимыми информационными и материальными ресурсами, чтобы в свою очередь создать логичную, четкую, понятную и прозрачную схему для своей команды - куда мы идем и что мы для этого делаем. Далее уже члены команды находят оптимальные способы, как это сделать.

Руководитель команд создает так называемые «дорожные карты» - дополнительные мотиваторы и индикаторы, которые будут на промежуточных этапах показывать, насколько успешно команда продвигается к намеченным целям, каких результатов уже достигла. Эти показатели являются необходимым условием сплочения и отслеживания ее результативности, а также создают дополнительную командную мотивацию на достижения.

Все остальные показатели командной работы вытекают из вышеперечисленных: общее принятие цели, под которую команда создана; распределение ответственности между членами команды и ее руководителем; мотивация на коллективный успех; высокий уровень доверия; вера в потенциал команды; под поставленные цели; групповая ответственность и разделенные ценности.

Процитируем высказывание Максима Чернина, генерального директора компании «Сбербанк Страхование»: «Команда - это группа людей, которые объединены едиными ценностями, единым взглядом на развитие бизнеса, при этом они имеют разные точки зрения, но взаимодополняют друг друга; и каждый член команды должен быть сильнее других в чем-то, чтобы вносить в ценность команды, ценность организации свой вклад. Я всегда подбираю людей, которые в чем-то сильнее меня, иначе какой смысл принимать их на работу, если я могу все сделать за них». Сложно не согласиться с этим определением, тем более что его дал руководитель бизнеса, который неоднократно производил построение команд в своих компаниях.

Распространенная ошибка многих руководителей - перед проведением намеченного тренинга по командообразованию не иметь четкого понимания, для каких целей оно проводится и каковы будут последствия. Под командой понимается просто коллектив компании, то есть происходит подмена понятий. Руководитель должен четко понимать, кого и под какие цели он хочет объединить. Что положительного это даст для его бизнеса и какие риски могут быть. Такое обсуждение должно в обязательном порядке проводиться с исполнителями перед проведением командообразующих мероприятий. Тренеры или консультанты должны предупредить руководителя о возможных рисках и положительных моментах. Если мероприятие проводится без подобного обсуждения, то результаты становятся непредсказуемыми. В общем, это - показатель непрофессионализма исполнителей.

Хорошие тренеры по командообразованию проводят тимбилдинги и другие мероприятия развлекательного характера. Но они в обязательном порядке обсуждают с заказчиком, каких целей тот хочет достичь, предупреждают его, что команды как таковой сформировано во время подобных мероприятий не будет, оговаривают риски после проведения. Если заказчик проинформирован и хочет провести командообразующее мероприятие развлекательного типа, то только тогда они его проводят.

Проблема некоторых коллективов: дружеские отношения. Либо сотрудники изначально дружат, либо - в процессе рабочей деятельности. Но личные отношения однажды начинают перевешивать деловые, и в итоге страдает компания. Например, подчиненный начинает обижаться на своего друга-начальника, срывает сроки, а начальник терпит - не может высказать «другу». Как быть в такой ситуации?

Дружба сотрудников - не проблема. Дружеские отношения должны быть. Это эмоциональная составляющая комфортности пребывания в компании сотрудников. Проблема возникает только тогда, когда они начинают негативно влиять на результативность бизнеса. Как правило, это происходит в двух случаях - отсутствие четкого исполнения ключевых бизнес-процессов и отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства. Когда в компании не прописаны и нечетко понимаются и выполняются необходимые бизнес-процессы, все переходит в область личных взаимоотношений. Договорился - значит, выполнили, не договорился - не выполнили.

То же самое и по отношению к системе контроля. Распространенное явление в российских компаниях, когда есть система мотивации, но нет системы ее контроля. Выводы но поощрению или наказанию сотрудников делаются на основании личных отношений. Более лояльным руководителю сотрудникам достается бонусов больше, менее лояльным - меньше. Лояльность компании в этих случаях подменяется лояльностью непосредственному руководителю.

Как избежать панибратства в коллективе:

  • Пропишите ключевые бизнес-процессы и отследите их четкое исполнение.
  • Обратите внимание на то, на основании чего в вашей компании поощряют или наказывают сотрудников. Введите систему контроля по основным ключевым показателям. Она должна быть простой, доступной, прозрачной для всех сотрудников.
  • Сделайте разграничения между рабочими и дружескими взаимоотношениями. Во время планерок, совещаний и т. п. мероприятий должна быть рабочая атмосфера, пресекайте высказывания личного характера. Сотрудники должны понимать, что во время работы их общение направлено на достижение целей компании, во время корпоративов, перерывов и т. д. они могут получать удовольствие от общения друг с другом.

Действуйте, и у вас все получится. Успехов вам и вашему делу!