Инструктаж по тб на уроках лыжной подготовки учебно-методический материал по физкультуре на тему. Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Организация уроков лыжной подготовки в школе Техника безопасности на лыжной подготовки

Активный образ жизни дарит здоровье и прекрасное настроение в любое время года. В странах, где земля покрывается снегом, лучшим вариантом активной разминки становится прогулка на лыжах. Этот спортивный инвентарь есть почти в каждом доме. Лыжные занятия любят дети и взрослые. Чтобы прогулка была приятной, важно соблюдать технику безопасности на лыжах, независимо от того, выбран беговой или горнолыжный вариант катания.

Для любой прогулки действуют общие правила безопасности на лыжах, которые должны быть известны даже маленькому ребенку:

  • Модель подбирается по росту владельца.
  • Регулировка креплений выполняется так, чтобы застегивать и расстегивать их можно было самостоятельно.
  • Палки подбираются по росту. Каждая имеет кольцо, острый наконечник и ремень, фиксирующийся на кисти.
  • Требуется подобрать по размеру ботинки. Слишком маленькие будут натирать кожу и жать, слишком большие нарушат контакт ступни с лыжами.

Обеспечение безопасности при групповом катании во время тренировки

Важно соблюдать правильное поведение на лыжне. Когда на лыжню, склон или целину выходит сразу большая группа спортсменов, проводится урок физкультуры в школе или тренировка, для обеспечения безопасности соблюдаются правила езды на лыжах:

  • Расстояния между каждым членом группы по трассе в 3-4 метра. Это исключит столкновение при падениях даже в случаях медленной ходьбы.
  • Если выполняется горнолыжный спуск, расстояние увеличивается до 30 метров. Примерно аналогичный минимальный промежуток рекомендован при катании на водных лыжах.
  • Спустившись, горнолыжник не должен останавливаться сразу у основания горы. Требуется отъехать в сторону.

Когда проводится инструктаж, тренер должен обратить отдельное внимание на возможность получить обморожение. Если лыжник отметил у себя хотя бы его минимальные симптомы, занятие требуется немедленно прекратить.

Правила поведения в аварийных ситуациях

Лыжный спорт может быть достаточно травматичным. Подготовка урока включает инструктаж, в ходе которого спортсмены знакомятся с правилами поведения на лыжне или горнолыжном склоне. Как правильно себя вести требуется понять перед тем, как начать кататься. Тренер кратко расскажет, как выполнять обгон, что делать, если произошла авария:

  • При поломке нужно сразу проинформировать старшего в группе. Чаще всего он направит в базовый лагерь для смены спортивного инвентаря.
  • Первая помощь оказывается каждому члену группы спортсменов при обморожении или травме. Желательно доставить пострадавшего в медицинский пункт.
  • Всем членам группы требуется контролировать своих соседей по трассе для исключения чрезвычайных ситуаций.

Порядок поведения после завершения тренировки

После окончания занятий проводится:

  • Проверка наличия всех участников лыжной прогулки или урока.
  • Инвентарь очищается от снега, протирается и убирается в специально выделенное помещение.
  • Каждый спортсмен принимает душ, переодевает сухую одежду.

Что требуется пояснять детям

Начальный этап обучения катанию на лыжах приходится на детские годы. Первые уроки лыжного мастерства дети получают во время уроков физкультуры в школе. В этом случае катание выполняется по ровной поверхности.

Тренер объясняет ученикам необходимость сохранения расстояния на трассе, рассказывает, как правильно осуществлять обгон во время спортивных состязаний.

Поведение на лыжне определяет специальный Кодекс. История создания Кодекса основывается на правилах коллективных тренировок и соблюдения этикета на лыжне:

  • Порядок ухода всей группой на параллельную лыжню, когда сталкиваются две двигающиеся навстречу друг другу группы.
  • При столкновении на склоне трассу уступают те лыжники, которые находятся внизу.
  • Когда большая группа сталкивается с одиноким лыжником или меньшей группой, в сторону уходит меньшинство.
  • Встретив на лыжне дошкольника, его пропускает любая группа. Можно обратить внимание родителей на правило осваивать навыки на менее загруженной трассе.
  • Дорогу уступают в любой ситуации гонщику, у которого на груди есть номер участника спортивных состязаний. Часто он использует быстрый коньковый ход, двигаясь быстрее.
  • Обгон выполняется сразу всей группой. Если вперед вырывается одиночка, он может попросить группу уступить трассу. Дорогу уступить просят.
  • Важно контролировать движение палки со стороны обгоняющего, чтобы не запутаться.
  • После обгона коллегу следует поблагодарить.
  • Самому уходить с лыжни если кто-то догоняет не стоит. Тот, кто движется быстрее, должен попросить уступить дорогу.

Требования, предъявляемые к экипировке

Перед началом каждой прогулки старшему в группе, учителю или тренеру, важно напомнить участникам про необходимость использовать во время занятий правильную экипировку. Такая предосторожность защитит от возможных травм и обморожений. Проверить это требуется перед тем, как начать упражнение, выйдя на трассу.

Все предметы одежды изготавливаются из легких и натуральных тканей. Такой материал «дышит» и спортсмен не будет слишком сильно потеть.

Каждый предмет не должен сковывать движение. Проводить занятия рекомендуется при температуре до -14 градусов. Сохранение тепла в такой ситуации обеспечивает легкая трикотажная куртка, под которую надевают свитер из натуральной шерсти и хлопчатобумажную майку. Лучше надевать несколько слоев одежды. Под свитер на ребенка можно надеть водолазку из натуральной ткани.

Как подбирать обувь для занятий

Чтобы ход лыжника был ровным и легким требуется правильно подобрать лыжную обувь. Лыжные ботинки строго соответствуют размеру участника занятий. Надевать их при примерке следует на носок. Дополнительный носок сохранит тепло и убережет от натираний.

Как выбирают лыжи и палки

Выбор палок и лыж проводится индивидуально в зависимости от роста спортсмена. Также учитывается вес. Начинающему спортсмену подобрать инвентарь поможет специальная таблица. Выбор отличается в зависимости от использования беговых, коньковых лыж или лыж классического хода.

Проще всего выбрать универсальный вариант спортивного инвентаря:

  • Длина каждой лыжи на 15 сантиметров выше роста владельца. Палки наоборот ниже на 25-30 сантиметров.
  • При выборе модели для ребенка длина лыж должна быть на 25 сантиметров ниже роста малыша. Палки примерно по высоте вровень с лыжами.

Нарушение техники безопасности

Соблюдать технику безопасности важно при любом катании. При классической ходьбе по ровной трассе можно получить ушиб, сломать лыжи. Катаясь с горных склонов требования безопасности нужно соблюдать максимально тщательно. Здесь травматичность существенно выше. Избежать травм поможет основной инструктаж опытного тренера.

История развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа г.Байкальска» началась в 1976 году.

01 июня 1977 года была перерезана лента, спортивная школа начала работать, как школа вольной борьбы.

В это же время в г.Байкальск приехали Макаренко Виктор Ильич и Глазов Владимир Алексеевич, молодые парни, которые начали работу с детьми, поддержав идею директора. А также продолжали заниматься сами и отстаивать честь детско-юношеской спортивной школы на борцовских коврах России. Их первые воспитанники стали чемпионами Иркутской области в первый же год. Энтузиазм молодых тренеров проявлялся не только на борцовском ковре, они неустанно занимались благоустройством теперь уже родной школы. Своими силами, и вовлекая юных спортсменов при содействии родительского комитета в общественно-полезный труд и в труд по укреплению материально-спортивной базы школы, они оборудовали игровой зал, восстановительный центр: баню-сауну, мини-бассейн и комнату отдыха.

Глазов Владимир Алексеевич, тренер-преподаватель, и по сегодняшний день продолжает начатое им дело. Для развития и популяризации вольной борьбы в г.Байкальске и Иркутской области провел большую организаторскую работу по организации международного турнира по вольной борьбе «Байкальские зори». Сумел наладить контакт с тренерами по вольной борьбе республики Монголии по обмену опытом работы. Внес огромный вклад в развитие вольной борьбы в городе, районе и Иркутской области. Имеет звание «Отличник физической культуры и спорта РФ». Ветеран труда. С 1986 года является старшим тренером Иркутской области по вольной борьбе.

С 1981 года и по настоящее время школой руководит Глазова Любовь Ананьевна, Почетный работник общего образования РФ, Ветеран труда.

Под ее руководством за 35 лет школа превратилась из производственного помещения в центр спорта, здоровья и отдыха. Она организовала работу по оказанию платных дополнительных услуг. В результате этого появился дополнительный источник финансирования, благодаря которому школа не только сохранилась, но и процветает. Любовь Ананьевна смогла так организовать коллектив ДЮСШ, что уровень достижения учащихся школы возрос.

Многие годы трудились и внесли большой вклад в развитие школы:

Пшенников Борис Иванович, настоящий фанат лыжного спорта, который проводил большую работу по развитию лыжного спорта не только в г.Байкальске, но и в Иркутской области. Он вложил много сил для создания городской лыжной трассы и до последнего дня поддерживал ее в отличном состоянии. Не пропал даром пятнадцатилетний труд Бориса Ивановича, многие его воспитанники до сих пор являются действующими спортсменами и продолжают начатое им дело. Ежегодно на базе ДЮСШ проводится первенство Слюдянского района по лыжным гонкам памяти Б.И.Пшенникова.

Пашковский Михаил Андреевич, который долгие годы оставался неустанным руководителем шахматного отделения, выступил организатором районного турнира «Белая Ладья». Всю свою жизнь он посвятил детям и развитию шахмат в Слюдянском районе. В память о тренере ежегодно в Слюдянском районе проводится чемпионат по шахматам памяти М.А.Пашковского.

За время существования школа превратилась в центр спорта, здоровья и отдыха для детей и взрослых г.Байкальска.

На протяжении многих лет школа участвует и занимает призовые места в областных конкурсах: «Лучшее учреждение дополнительного образования», «За высокие спортивные достижения» среди спортивных школ, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области в номинации «Лучшая детско-юношеская спортивная школа, развивающая 1-7 видов спорта»

На протяжении многих лет воспитанники детско-юношеской спортивной школы входили и входят в состав сборной команды Иркутской области по вольной борьбе и лыжным гонкам, принимали и принимают участие в соревнованиях различного уровня- в региональных и межрегиональных турнирах, на первенствах Сибирского федерального округа, первенстве России, всероссийских и международных турнирах:

Это воспитанники отделения вольной борьбы:

Жавнеров Сергей, Опарин Дмитрий, Карбаинов Дмитрий, Поспелов Евгений, Кибирев Игорь, Сугробов Виктор, Аширов Карим, Михота Андрей, Котовщиков Роман, Саркисян Ваагн, Тузов Павел, Погосян Сергей, Кадынцев Андрей, Астапов Илья, Киргизов Иван, Киргизова Надежда;

Киргизова Надежда, кандидат в мастера спорта по вольной борьбе, стала не только чемпионкой Иркутской области в 2016г., но и стала призеркой первенства СФО и первенства России. Вошла в состав сборной команды России и приняла участие в первенстве Европы в г.Стокгольме(Швеция) в июле 2016г.

Воспитанники отделения лыжных гонок:

Кравченко Елена, Разина Олеся, Глазова Екатерина, Карпова Ольга, Пшенникова Елена, Трубина Анжела, Шварц Наталья, Безрукова Татьяна, Абносов Артем, Штеркель Алексей, Таскаев Дмитрий;

Воспитанники отделения шахмат:

Адамян Эдгар, Гусев Олег, Алецкий Эдуард, Колесниченко Валерий, Перерва Екатерина.

Воспитанники школы становились обладателями:

Премии губернатора Иркутской области «За высокие спортивные достижения»,

Премиями мэра Слюдянского района «За высокие спортивные результаты»,

А также чемпионами районного конкурса «Талантливая молодежь Слюдянского района».

На протяжении 14 лет команда Слюдянского района, сформированная из бывших воспитанников отделения вольной борьбы ДЮСШ, становилась победителем на летних сельских играх Иркутской области.

За весь период работы школы подготовлено:

Мастер спорта- 1 человек;

Кандидатов в мастера спорта-79 человек;

1 спортивный разряд- 202 человека;

Массовые разряды - более 2300 чел.

Многие из воспитанников до сих пор являются действующими спортсменами, некоторые стали приемниками дела тренера, закончив учебные заведения, они сами стали тренерами-преподавателями. Это - Антонов Вячеслав Иванович - тренер-преподаватель с 30- летним стажем, «Почетный работник общего образования РФ», Юршин Евгений Юрьевич - тренер-преподаватель, мастер спорта России по вольной борьбе. В 2008 году вошел в десятку сильнейших на первенстве России в г.Санкт-Петербург.

Коробейников Виктор Владимирович, тренер-преподаватель по лыжным гонкам, мастер спорта российского любительского лыжного союза. Член сборной России среди спортсменов среднего и старшего возраста по лыжным гонкам. Участник четырех чемпионатов мира среди спортсменов среднего и старшего возраста.

На протяжении одинадцати лет трудится и внесла свой вклад в учебно-методическую работу школы заместитель директора по учебно-воспитательной работе Коротких Анна Владимировна.

А, также влились в коллектив школы:

Балан Екатерина Васильевна, тренер-преподаватель по лыжным гонкам;

Тарасов Роман Владимирович- тренер-преподаватель по лыжным гонкам;

Когун Сергей Валентинович- тренер-преподаватель по шахматам;

Короткова Александра Сергеевна - тренер-преподаватель по шахматам;

Округина Ирина Николаевна- тренер-преподаватель по ритмической гимнастике.

В настоящее время в школе обучается 330 учащихся на отделениях: вольной борьбы, лыжных гонок, ритмической гимнастики и шахмат. Залогом успехов воспитанников является уровень спортивного и педагогического мастерства тренеров-преподавателей нашей школы.
На данный момент тренерско-преподавательскую работу осуществляют 10 тренеров-преподавателей, из них пять человек имеют высшую квалификационную категорию, один человек -первую категорию, 2 человека имеют звание «Ветеран труда», 1 человек имеет почетное звание «Почетный работник общего образования РФ», 1 человек имеет звание «Отличник физической культуры и спорта РФ», 1 человек имеет звание «Мастер спорта России по вольной борьбе».

В целях популяризации видов спорта, культивируемых в школе, укрепления дружественных связей и отношений между другими ДЮСШ области, регионов, школа ежегодно организует и проводит традиционные соревнования: «Новогодний турнир» по вольной борьбе, открытое первенство Слюдянского района по вольной борьбе в честь Дня Защитника Отечества и районные соревнования по шахматам на приз «Белая ладья». На протяжении 25 лет ДЮСШ проводит первенство Иркутской области по вольной борьбе, а также первенство Иркутской области по лыжным гонкам.

С целью укрепления международных дружественных связей, был заключен договор между ДЮСШ г.Байкальска и детским центром спорта и творчества г.Улан-Батора республики Монголии, с 1985 г. велась совместная работа по обмену опытом:

Проведение в г.Байкальске Международного турнира по вольной борьбе "Байкальские зори" с приглашением борцов из Монголии, Китая и Казахстана.

- участие спортсменов ДЮСШ г.Байкальска в традиционном международном турнире по вольной борьбе "Олимпийские надежды" в г.Улан-Баторе респ.Монголии

Семинары для тренеров и судей, проводимые в Монголии г.Улан-Баторе и в г.Байкальске

Сегодня ДЮСШ находится в приспособленном здании, где имеется: большой зал борьбы, малый зал борьбы, тренажерный зал, помост для занятий атлетической гимнастикой, комната для занятий шахматами, игровой зал, восстановительный центр, гостиница для проведения учебно-тренировочных сборов, лыжный стадион с трассами протяженностью 1, 2, 3 и 5 км.



Восстановительный центр



Использование бани-сауны и контрастной ванны в учебно-тренировочном процессе для восстановительных мероприятий дает положительный эффект, способствует расслаблению, благодаря чему снимаются боли и симптомы утомления, увеличивается эластичность, гибкость суставов, а также благоприятствует протеканию обменных процессов.

Гидромассаж Джакузи. С помощью этого массажа можно воздействовать именно на те участки тела, которые больше всего в этом нуждаются. Это хорошая закаливающая и оздоровительно-восстанавливающая процедура. Интенсивность струй стимулирует повышение тонуса тканей.

Лыжный стадион

Кроме этого занятия проводятся на базе других образовательных учреждений:
- МБОУ НШДС № 16 проводятся занятия по шахматам;
- МБОУ НШДС № 13 проводятся занятия по шахматам и ритмической гимнастики;
- МБОУ СОШ № 12 проводятся занятия по лыжным гонкам, шахматам и вольной борьбе;

Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии. Неисправностями считаются: трещины, сколы, поломки носка или пятки лыж, деформация скользящей поверхности.

Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять к лыжам ботинки или валенки. Следует использовать жесткие крепления(они более надежны) или резиновые, стандартного образца, но не самодельные.

Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки.

Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме голеностопного сустава.

Необходимо систематически смазывать ботинки бесцветным гуталином(или салом, растительным маслом и т.п.), это предохранит их от влаги и смягчит кожу или заменитель, из которых они изготовлены. Не зашнуровывать ботинки слишком туго и не обвязывать шнурки вокруг голени - из - за этого ухудшается кровообращение и ноги быстрее мерзнут.

После занятий надо обязательно просушить ботинки: ходьба в сырой обуви приводит к потертостям. Ни в коем случае нельзя сушить ботинки на батарее отопления или печке: от этого они становятся жесткими и коробятся.

Надевать обувь лучше на два носка(хлопчатобумажный и шерстяной). Носки должны быть сухими. При сильном морозе можно к тому же обернуть пальцы ног газетной бумагой.

Одежда на занятиях лыжной подготовкой должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной, не сковывающей движений. Чтобы не застудить поясницу, следует надеть свитер такой длины, чтобы он «перекрывал» брюки даже при сильном наклоне туловища вперед.

При занятиях в мороз следует обязательно надеть тепло белье из натуральных (не синтетических) тканей, а на руки - варежки.

Запрещается заниматься без головного убора. Следует надеть спортивную шапочку(при сильном морозе лучше две), прикрывающую уши или наушники.

Получив лыжный инвентарь, надо проверить исправность, развязать лыжи до выхода на улицу(если они связаны вместе). Выйдя на улицу, следует не спешить вставать на лыжи, а дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.

В случае опоздания на занятие лыжной подготовкой надо предупредить учителя о своем приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Не уходить с занятий без разрешения учителя.

В течение всего года регулярно выполнять упражнения на выносливость. Низкий уровень выносливости является одной из причин травматизма, ведь утомленный человек менее внимателен и скоординирован.

Владение правильной техникой выполнения упражнений - лучшая профилактика травматизма. Поэтому следует внимательно слушать объяснения учителя, стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения.

Обязательно выполнять правила поведения на лыжне. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдать интервал 3 - 4м, при спусках - не менее 30м. при спусках не выставлять вперед лыжные палки. Если возникла необходимость в быстрой остановке, приседая, падать на бок(обязательно держа при этом палки сзади).

После спуска не останавливаться у подножия склона, помня, что за тобой следуют другие лыжники.

Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники.

Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.

При занятиях лыжным спортом нередки случаи обморожения открытых участков лица и шеи. При побелении или потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сделать растирание. Делать это нужно сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

Если во время занятий(соревнований) ученик по каким - либо причинам был вынужден сойти с дистанции, то он должен обязательно предупредить об этом учителя, инструктора, судейскую коллегию(лично, через контролера или товарища).

О поломке и порче лыжного снаряжения надо также сообщить учителю.

Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции и после его окончания. Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения надеть вновь.

Перед входом в помещение счистить снег с лыж, а зайдя в помещение, связать их вместе.

Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду чтобы не заболело горло.

Ограничения по температуре воздуха и погодным условиям при занятиях лыжной подготовкой для школьников разного возраста(по классам) даны в (таблице №1.)

ИНСТРУКЦИЯ

по техники безопасности при занятиях лыжной подготовкой

I . Перед началом занятий.

1. Проверить место проведения занятий по лыжной подготовке – профиль склонов, рельеф местности, дистанция и условия проведения должны тщательно выбираться и строго соответствовать возрастным особенностям и физической подготовленности занимающихся.

2. Учебный и тренировочный склон должен иметь уплотненный снег без каких-либо скрытых под ним камней, ям.

3. Учащиеся и должны знать и строго соблюдать инструкцию для школьников по лыжной подготовке.

4. Одежда должна быть легкой, теплой, не стесняющей движений.

5. Проводить уроки в тихую погоду или при слабом (со скоростью не более 1,5 – 2 м/сек) ветре, при температуре не ниже 20 С.

6. Лыжный инвентарь должен быть подобран в соответствии с ростово-весовыми данными учащихся и подогнан индивидуально:

Палки должны быть легкими, прочными и удобными, иметь петли для хвата руками, острие для упора и ограничительное кольцо;

Лыжи ровные, без перекосов;

Крепление лыж к обуви должно быть удобным для пользования, прочным и надежным.

7. Перед выходом к месту занятий преподаватель должен объяснить правила передвижения с лыжами в условиях, которые могут встретиться на пути передвижения – движение в строю с лыжами и т.п. При передвижении к месту занятий и обратно должны быть специально назначенные учащиеся, ведущие и замыкающие колонну.

II . Во время занятий.

1. Следить за соблюдением учащимися принципов доступности и последовательности обучения.

2. По результатам медицинских осмотров знать физическую подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося.

3.Получив инвентарь, проверьте его исправность и подгоните крепление лыж к ботинкам в помещении базы. Перед занятиями при морозе ниже 10 С или сильном ветре на руки обязательно наденьте варежки, перчатки.

4. При первых признаках обморожения (побелевшая кожа, потеря чувствительности открытых частей тела – ушей, носа, щек) немедленно растереть поверхность тела рядом с обмороженным местом до порозовения, после чего слегка растирайте непосредственно обмороженное место.

5. Слушайте внимательно объяснения преподавателя, соблюдайте интервал при движении на лыжах по дистанции (3м), при спусках 20-30 м.

6. При спусках не выставляйте у подножия горы лыжные палки, не останавливайтесь. Спуск с гор должен проводиться только по сигналу преподавателя, строго для каждого занимающегося. Между спускающимися лыжниками необходимо выдерживать такие интервалы времени, которые исключают всякую возможность наезда лыжников друг на друга.

7. Уходить с занятий только с разрешения преподавателя.

III . После окончания занятий.

1. Очищаются лыжи, палки, ботинки от снега.

2. Правильное передвижение с лыжами и палками, в школу, в раздевалку.

Зимой наша страна становится раздольным местом для тех, кто любит ездить на лыжах или кататься на коньках и санках. В школьную программу физического развития в обязательном порядке включены занятия одним из зимних видов спорта, а именно уроки лыжной подготовки. Они помогают укрепить иммунную систему, способствуют развитию всех групп мышц. Школьная программа включает лыжную подготовку во всех классах с первого по последний. Занятиям на лыжах отведено 16 учебных часов. В результате этих занятий школьники учатся обращаться с лыжами, осваивают способы передвижения на них, что повышает физическую активность и укрепляет здоровье.

Чтобы решить эти задачи, важно освоить технику лыжной подготовки. Детей учат правильному выполнению заданий преподавателя. При этом уделяется внимание отдельным элементам. Чтобы научиться скатываться с горы, дети отрабатывают технику съезда и учатся правильно тормозить.

Лыжная подготовка в начальной школе

В независимости от возраста необходимо соблюдать технику безопасности на уроках лыжной подготовки. В начальной школе детям прививают самые первые навыки обращения с лыжами. Поэтому вопрос соблюдения техники безопасности здесь очень важен. Учитель физкультуры обязательно проводит инструктаж по технике безопасности. Нужно решить такие важные вопросы как правильный подбор лыж, палок, обуви и креплений. Также дети должны научиться застегивать жесткие крепления и регулировать мягкие. Кроме объяснения правильного передвижения на лыжах ученикам начальных классов необходим наглядный пример. В целом урок безопасности в начальной школе помогает свести к минимуму травмы при занятиях лыжным спортом.

Начальная школа дает детям основы лыжной подготовки. И если ребенок хорошо их освоит, то сможет добиться успехов в лыжном спорте. Учитель физкультуры в начальных классах становится инструктором. Он внимательно следит за каждым учеником и направляет его при выполнении заданий.

Лыжная подготовка в старших классах

В старших классах ученики уже умеют обращаться со спортивным инвентарем, тем не менее, о повторении азов техники безопасности нельзя забывать. Поэтому в обязательном порядке проводится урок безопасности. Школьники должны усвоить следующий набор правил:

  1. Перед уроком обязательно должна проводиться проверка своих лыж на исправность.
  2. Не нужно надевать лыжи сразу как вышли на улицу. Они должны пройти адаптацию к понижению температуры.
  3. Запрещается размахивание палками, так как это может привести к травмированию одноклассников.
  4. Ученики должны четко выполнять требования педагога.

Инструктаж по технике безопасности в старших классах позволяет освежить в памяти основные моменты правильного обращения с лыжами и лыжной амуницией и свести к минимуму травматизм на занятиях.

В 5-7 классах на уроках лыжной подготовки школьники не только практикуются, но и изучают теорию. После освоения теоретической части дети практикуются и отрабатывают навыки езды на лыжах. Старшеклассники, которые достигают определенных успехов на занятиях, могут стать помощниками преподавателя физического воспитания при проведении мероприятий, связанных с лыжным спортом.

Правила подбора лыж и палок

Для наибольшей продуктивности на уроках зимней физкультуры, необходимо правильно подбирать спортивную амуницию. Стоит учитывать следующие моменты:

1.Длина лыжи зависит от роста ученика. Лыжа ставится вертикально, а рука ребенка, поднятая кверху должна доставать ладонью края.

2.Палки от лыж при вертикальном положении должны верхним краем доставать до подмышечной впадины ребенка.

3.Лыжи можно выбирать как деревянные, так и пластиковые. Деревянным лыжам необходима проверка на отсутствие трещин и сучков. Пластиковый инвентарь выбирают с чешуйчатой скользящей основой. Таким лыжам не требуется специальная обработка при изменении погодных условий.

4. На лыжных палках должны быть специальные петли для кистей рук и опорное кольцо внизу, так при езде не нарушается равновесие ребенка.

Если придерживаться этих несложных правил, то уроки по лыжной подготовке станут любимым занятием ребенка, а также будет исключен травматизм.

Правильный подбор обуви

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки включает правильный подбор обуви для занятий. Она должна быть удобной. Кроме этого следует помнить:

Хорошо если у лыжной обуви будет удлиненное голенище. Оно дает отличную защиту от снега.

Носок лыжных ботинок предпочтительней тупой и широкий. Такую обувь удобнее закреплять.

Лыжную обувь лучше покупать на пару размеров больше, чтобы можно было надеть два носка (шерстяной носок обязательно).

Шнуровка ботинок должна быть плотной. Это поможет предотвратить травмирование голеностопного сустава при падении.

Правильный подбор обуви помогает избежать переохлаждения и травм.

Одежда для занятий на лыжах

Строгих правил подбора экипировки для занятий лыжной подготовкой нет. Но следует учитывать следующие моменты:

Одежда должна обеспечивать полную защиту от ветра;

Ребенок в ней не должен перегреваться и переохлаждаться;

Не должна сковывать движений во время занятий;

Варежек нужно иметь при себе два комплекта, чтобы при намокании, можно было заменить мокрые на сухие;

Материал лыжной шапки должен быть теплый и гипоаллергенный.

Температурный режим и занятия

Все педагоги знают, что лыжная подготовка в школе может проводиться при определенных температурах. Неплохо будет если родители учеников начальных классов будут владеть информацией о температурных нормах для занятий. Именно родители собирают детей на уроки физкультуры.

Лыжная подготовка в младших классах проводится:

В безветренную погоду при температуре воздуха не ниже -9 градусов;

При скорости ветра до 5 м/с и температуре воздуха не ниже -6 градусов;

При скорости ветра от 5 до 10 м/с и температуре не ниже -3 градусов;

Для старшеклассников эти показатели будут немного другими. Основные данные будут приведены в таблице.

Класс Безветренная погода Скорость ветра до 5 м/с Скорость ветра 5-10 м/с
5-7 -12 -8 -5
8-9 -15 -12 -8
10-11 -16 -15 -10

Во всех остальных случаях занятия по физической культуре проводятся в спортивном зале.

Нужно помнить!

1.Физическая активность напрямую влияет на здоровье ребенка.

  1. Лыжный спорт – это не просто физкультура на свежем воздухе. Он помогает закаливать организм и способствует всестороннему физическому развитию школьника.
  2. Уроки на свежем воздухе улучшают мозговую активность.
  3. Техника безопасности на уроках лыжной подготовки – это основа сохранения физического здоровья детей.
  4. Школьная физкультура не делает из детей профессионалов спорта, но помогает им полноценно физически развиваться.

В здоровом теле – здоровый дух. Но и не нужно уходить в крайности. Когда ребенок ослаблен после болезни, от занятий на свежем воздухе зимой лучше отказаться. Техника безопасности подразумевает правильный выбор не только спортивного инвентаря и одежды, но и условий для проведения занятий.